Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

В некие времена, в деревушке, нахохлившейся над ручейком, может, в той же Владимирской земле, жил паренек Захарка. Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописи, но только достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.
В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель… Говорили, что знал он некогда лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным…
Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
-Ну как, нравится?
Обернулся: стоит сзади учитель…
-Нравится,- ответил Захарка. – Похожа вроде бы.
-Хорошо. Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?
-Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.
-Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.
-Че-рный, – нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
-Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя, смотри-ка, желтая. Думаешь, песок обязательно желтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.
С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик – неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!
Радостно стало Захарке. "Сейчас пойду, - думает он, - на все свои любимые места, посмотрю на них новыми глазами". Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал. Небо теперь было серое, серое как бы свинец, когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.
Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.
Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.
(В.Солухин. Лирические повести)

1. Перескажите содержание текста сжато (устно).
2. Придумайте к тексту два заголовка; один – отражающий тему, другой – выражающий основную
мысль. Запишите их.
3. Найдите в тексте и выпишите разговорные и слова. Подберите и запишите
синонимы к разговорным и словам.
4. Подумайте и напишите, для чего использует автор разговорные и слова.

5. Объясните, во всех ли ситуациях уместно использовать разговорную и лексику.
6. Объясните, что означают выражения открылись у парня глаза, посмотреть новыми глазами?
7. Прочитайте словарную статью. Определите и запишите, в каком значении употреблено слово
«замер» в предложении «Выскочил он из калитки, да тут и замер».
Замереть
Замереть, -мру, -мрёшь; замер, замерла, замерло; замерший и замерший; замерев, замерши и замерши; соверш. вид
1. Стать неподвижным, перестать двигаться, затаить дыхание. Замереть от страха. Сердце
замерло. Слова замерли на устах (речь прервалась).
2. (1 л. и 2 л. не употребл.), переносное значение. Затихая, прекратиться. Звуки замерли вдали. К
ночи движение на улицах замерло.
несовершенный вид замирать, -аю, -аешь.
существительное. замирание, -я, средний род. С замиранием сердца (сильно волнуясь от
ожидания чего-нибудь).
8. Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Дайте развернутый ответ в виде
рассуждения.

Darina2581 Darina2581    1   29.04.2020 15:28    440

Другие вопросы по теме Литература