ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ стихотворение Бродского
«Зимним вечером на сеновале».

А.С. Пушкин
Афанасий Фет
Иосиф Бродский
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и
дружный,
Кругом раскинувшись,
дрожал.
Земля, как смутный сон
немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне
полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне
неслись?
Казалось, будто в длани
мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я
мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Снег сено запорошил
сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
и встретился с мотыльком.
Мотылек, мотылек.
От смерти себя сберег,
забравшись на сеновал.
Выжил, зазимовал.
Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчетливей, чем огонь,
чем собственную ладонь.
Среди вечерней мглы
мы тут совсем одни.
И пальцы мои теплы,
как июльские дни.

Посмотрите таблицу, какие аллюзии вы увидели? ( Пушкин – буре противостоят двое, мотылек встает на 1 ступень с человеком, Фет – на ладони – не человек , а мотылек).
Стихотворение состоит из 3 строф, в первой – 8 глаголов, они в форме времени, это Вторая строфа – глаголов меньше, и они в форме настоящего времени, это – сейчас, а последняя строфа не содержит глаголы вообще, это даже не будущее, это стабильная неизменная картина, это – всегда.
​Автор использует помимо аллюзий и антитезу: зима – июльские дни, и звукопись – в 1 строфе Ш и С шуршат, как сено, если сначала мы видим местоимения Я, то в последней строфе – МЫ.
Обратите особое внимание на построение строк, у Бродского точка и конец строки чаще не совпадает, длина строф и рифмовка различна, прерывиста, как дыхание человека, как полет мотылька, как блеск огня.
Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк.
Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для поэта важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова.
Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

За это там

darth0 darth0    2   31.05.2020 17:02    83

Другие вопросы по теме Литература