Властителям и судиям"
ответьте на вопросы:
к кому обращается державин в стихотворении «властителям и судиям»? каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?
как понимает державин назначение правителей, «земных богов»?
каков настоящий облик «властителей и судий»? соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
сопоставьте это стихотворение с одой ломоносова. в чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
ответ:
к кому обращается державин в стихотворении «властителям и судиям»? каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властителям. в противоположность сложившейся традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях «земных богов» державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая об обязанностях перед подданными. стихотворение содержит и обличение, и наказ (наставление).
как понимает державин назначение правителей, «земных богов»? земные правители должны, как утверждает державин, строго следовать законам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправедливости («о? сильных защищать бессильных»), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.
каков настоящий облик «властителей и судий»? соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
на самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном государственном деятеле. при их попустительстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство (взяточничество). «земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним богом обязанности. державин выдвигает меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношения к творимым беззакониям: «не внемлют! видят — и не знают мздою очеса». ничтожность царей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся особенно ощутимы антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:
цари! я мнил, вы боги властны, никто над вами не судья, но вы, как я подобно, страстны и также смертны, как и я.
и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! и вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!
сопоставьте это стихотворение с одой ломоносова. в чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
сходство в понимании назначения высшей власти: забота о подданных, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды ломоносова, и стихотворение державина полны поучений монархам. различие состоит в том, что ломоносов отождествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императрицы, ее деятельностью. быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. но в одах ломоносова мы не найдем державинские обличения власти.