Жизнь а. м. горького была разнообразна и противоречива. детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. от невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. сыграла огромную роль в жизни горького. она ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека. первый рассказ м. горького — “макар чудра” — был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки радды, ценой своей жизни испытавшей могучее сердце лойки зобара. написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. а изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности. такими героями в произведениях горького являются данко, буревестник, сокол, челкаш и другие. первые строки в большинстве таких произведений горького были призывом к геройству. в рассказе “старуха изергиль” устанавливается связь между легендой и реальной действительностью. две легенды в рассказе противостоят друг другу. ларра — гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. данко стремится добыть свободу для всех. ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “я”, а данко отдает всего себя. сказка “девушка и смерть” — примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту. “челкаш” — один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. на дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека —одного приводит привычка, другого — случай. недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе челкаша. автор подчеркивает духовное превосходство челкаша. однако челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина гаврилы. в этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический. романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы. жанр произведений “песня о буревестнике”, “песня о соколе” определен как песня. обе песни и другими жанровыми признаками — в них присутствуют черты притчи. точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества. природа отражает внутреннее состояние героев. в образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии. создавая свои ранние произведения, горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. к этому стремится и сам писатель.