В романе «Преступление и наказание» Достоевский указывает на две взаимосвязанные причины преступления — социальную и теоретическую, зло жизни и зло идеи. Но избранный Раскольниковым путь для проверки теории — пролитие крови — привел не к утверждению могущества личности, а к страшным нравственным пыткам. Раскольников, стараясь перешагнуть через совесть, стал еще несчастнее.
Все пять частей романа — это рассказ о наказании героя, самоистязании, муках совести, которые для него страшнее судебного приговора, каторги, тюрьмы. Муки Родиона изображены с таким художественным мастерством, что мы вместе с ним ощущаем страдания, отчаяние, одиночество.
Одиночество — страшное чувство. Но герой сам себя на него обрек. Раскольников противопоставил себя всем окружающим — «твари дрожащей» . И теперь он одинок, но не из-за своего сверхчеловеческого могущества, как ему бы хотелось. Мать и сестра приехали поддержать Родиона, но и они чужды герою. Он как будто не отрекается от теории, но его поведение говорит об обратном, он мучится от сознания своей вины и в то же время отрицает ее. Постоянно боится выдать себя словом. С той неотвратимостью, с которой он шел на убийство, теперь идет к саморазоблачению.
Все пять частей романа — это рассказ о наказании героя, самоистязании, муках совести, которые для него страшнее судебного приговора, каторги, тюрьмы. Муки Родиона изображены с таким художественным мастерством, что мы вместе с ним ощущаем страдания, отчаяние, одиночество.
Одиночество — страшное чувство. Но герой сам себя на него обрек. Раскольников противопоставил себя всем окружающим — «твари дрожащей» . И теперь он одинок, но не из-за своего сверхчеловеческого могущества, как ему бы хотелось. Мать и сестра приехали поддержать Родиона, но и они чужды герою. Он как будто не отрекается от теории, но его поведение говорит об обратном, он мучится от сознания своей вины и в то же время отрицает ее. Постоянно боится выдать себя словом. С той неотвратимостью, с которой он шел на убийство, теперь идет к саморазоблачению.