В. Каменский
«На Камском пароходе»
На белом камском пароходе,
Когда стою я на носу,
Я чую – в плавном мерном ходе
Своё взнесенное несу.
Над головою чайки снежат,
От солнца крыльями теня,
И нежно мысли мудро нежат,
Как ветки Троицына дня.
На берегах костры дымятся –
Рыбацкий то зовёт приют.
Сердце хочет вдруг подняться,
Найти душе святой уют.
Направо горы – луг налево,
А перед нами – путь вперёд.
Кругом разливные напевы,
Кругом Российский наш народ.
Деревни, сёла и посады,
Часовни и монастыри,
И мнятся Разина засады
И дружны песни исстари.
И свой я кубок поднимаю
И улыбаюсь друзьям-врагам,
Куда я еду – сам не знаю,
К каким пристану берегам.
Ведь всё равно, сколь не проси я,
Судьба случайностям верна.
Кругом мой дом, моя Россия,
Моя стихийная страна.
1917 год
- Какова тематика стихотворения (любовная, философская, пейзажная лирика, тема поэта и поэзии и др.)? Обратите внимание на название стихотворения (если есть). Что оно отражает: тему или идею?
- Каково настроение стихотворения? С какой интонацией оно звучит? Меняется ли интонация (настроение) на протяжении текста?
- Какие образы появляются в воображении читателя про чтении этого стихотворения? Как они создаются?
- Какие изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.) использует автор в данном стихотворении? Какова их роль в создании образов и раскрытии авторской идеи?
- Какова композиция (построение) поэтического текста? Выделяются ли какие-либо особенности? (кольцевая композиция, повторы строк и т.п.)
- Обратите внимание на образ лирического героя (авторское «я» в стихотворении) Каковы его чувства, отношение к тому, что он описывает?
- Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение у вас лично?