ответ:Исходной предпосылкой эстетики Мандельштама-акмеиста служила память о поэтических текстах эпох и их узнавание - или переосмысленное повторение - в цитатах, зачастую преображенных и зашифрованных. Многие критики не вполне справедливо считали акмеизм - в том числе и мандельштамовскую поэзию - консервативным неоклассическим (или "ложноклассическим") направлением. Однако сами акмеисты возводили слово "классический" к латинскому "classicum", что означает "сигнал боевого горна". А Мандельштам, который определял в статье "Слово и культура" классику не как то, что уже было, а как то, что должно быть, противопоставлял неувядающую новизну "серебряной трубы Катулла" (древнеримского поэта) двухтысячелетней давности быстро устаревающим футуристическим загадкам: "И не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет, / И снова скальд чужую песню сложит / И как свою ее произнесет" ("Я не слыхал рассказов Оссиана..", 1914).
Мандельштам всегда стремился свое поэтическое существование сличить с неизгладимым следом, оставленным его великими предшественниками, и результат этого сличения предъявить далекому читателю уже в потомстве, "провиденциальному собеседнику". (статья "Утро акмеизма") Тем самым снималось противоречие между настоящим и будущим. Поэзия Мандельштама могла облекаться в ясные классические формы, отсылающей к искусству былых эпох. Но одновременно в ней всегда таилась взрывная сила сверхсовременных, авангардных художественных приемов, которые наделяли устойчивые традиционные образы новыми и неожиданными значениями. Угадать эти значения и предстояло "идеальному читателю" будущего. При всей безупречной, классической логике своей "архитектуры", смысл мандельштамовского текста столь же непредсказуем, как и ключ загадки. В центре образного языка Мандельштама - спрятанные в подтекст сложные аналогии между порой далекими друг от друга явлениями. И разглядеть эти аналогии под силу только очень подготовленному читателю, который живет в том же культурном что и сам Мандельштам.
Например, когда Мандельштам в "Летних стансах" (1913) назвал судьбу цыганкой, то объяснить этот образ можно двояко: судьба столь же непостоянна, как цыганка, и - цыганки предсказывают судьбу. Однако мандельштамовская поэтика требует еще и третьей мотивировки образа - за пределами стихотворения. И здесь следует обратиться к поэме Пушкина "Цыганы", завершающейся словами: "И от судеб защиты нет". Подобный намек посредством скрытой цитаты и наложение разных мотивировок образа - характерный образец мандельштамовской поэтики, которую исследователи называют "семантической" (то есть разрабатываюшей смысловые нюансы, сдвиги значения, обусловленные контекстом и подтекстом). А потому, по словам С. С. Аверинцева, стихи Мандельштама "так заманчиво понимать - и так трудно толковать".
В поэзии Мандельштама смысловой потенциал, накопленный словом за всю историю его бытования в других поэтических контекстах, приобретает значение благодаря таким скрытым цитатам-загадкам. Они заставляют читателя обратиться к их источникам с тем, чтобы найти систему координат, подтекст, с которого текст можно дешифровать
Обращение Мандельштама к явлениям мировой культуры имеет несколько значимых причин и смыслов.
1. Расширение кругозора: Обращение к явлениям мировой культуры помогает нам расширить свой кругозор и понять, что мир состоит не только из нашей собственной культуры, но также включает в себя и другие истории и традиции. Все эти разнообразные культуры и их явления предоставляют нам богатство взглядов и идей, которые могут быть вдохновляющими и познавательными.
2. Поиск универсальности: Культура отражает общие человеческие ценности, эмоции и опыт, которые пронизывают разные культуры и народы. Обращаясь к мировым явлениям культуры, Мандельштам ищет универсальные темы и идеи, которые объединяют нас, людей, независимо от нашей национальности или происхождения. Такой поиск универсальности помогает разорвать нижние границы национальных различий и позволяет нам осознать наши общие истоки и ценности.
3. Вдохновение и креативность: Мировые явления культуры, будь то музыка, живопись, литература или философия, являются бесконечным источником вдохновения для художников и поэтов. Мандельштам, как поэт, воспринимал и ассимилировал различные смыслы и красоту мировой культуры, чтобы отразить их в своих собственных произведениях. Обращение к явлениям мировой культуры позволяет расширить свои художественные горизонты, найти новые идеи и способы выражения.
Чтобы понять этот смысл Мандельштамовского обращения, давайте рассмотрим конкретный пример его стихотворения "Сонет", где он обращается к искусству и музыке:
И вновь сотрясает гроза пленительная,
И вновь поет пустыня, сухая река.
Скрученный шеей старый кондуктор с трепетом
Божился над его шелковым прессом.
В этих стихах Мандельштам использует образы грозы и сухой реки, чтобы передать сильные эмоции и переживания. Однако, чтобы полностью понять эти образы и их значение, нужно знать, что гроза ассоциируется с музыкальной композицией Бетховена "Грозовой", а сухая река - с музыкой пустыни, например, с тропической пустыней Сахара. Обращение к этим явлениям мировой культуры помогает читателю поэта понять, что Мандельштам желает передать слияние сильных эмоций и природных образов через язык искусства, вдохновляясь музыкой и природой, которые стали универсальными символами.
Таким образом, обращение Мандельштама к явлениям мировой культуры имеет целью расширить наши знания и понимание, найти источник вдохновения для собственного художественного выражения и выделить универсальные темы и ценности, объединяющие людей разных культур и эпох.
ответ:Исходной предпосылкой эстетики Мандельштама-акмеиста служила память о поэтических текстах эпох и их узнавание - или переосмысленное повторение - в цитатах, зачастую преображенных и зашифрованных. Многие критики не вполне справедливо считали акмеизм - в том числе и мандельштамовскую поэзию - консервативным неоклассическим (или "ложноклассическим") направлением. Однако сами акмеисты возводили слово "классический" к латинскому "classicum", что означает "сигнал боевого горна". А Мандельштам, который определял в статье "Слово и культура" классику не как то, что уже было, а как то, что должно быть, противопоставлял неувядающую новизну "серебряной трубы Катулла" (древнеримского поэта) двухтысячелетней давности быстро устаревающим футуристическим загадкам: "И не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет, / И снова скальд чужую песню сложит / И как свою ее произнесет" ("Я не слыхал рассказов Оссиана..", 1914).
Мандельштам всегда стремился свое поэтическое существование сличить с неизгладимым следом, оставленным его великими предшественниками, и результат этого сличения предъявить далекому читателю уже в потомстве, "провиденциальному собеседнику". (статья "Утро акмеизма") Тем самым снималось противоречие между настоящим и будущим. Поэзия Мандельштама могла облекаться в ясные классические формы, отсылающей к искусству былых эпох. Но одновременно в ней всегда таилась взрывная сила сверхсовременных, авангардных художественных приемов, которые наделяли устойчивые традиционные образы новыми и неожиданными значениями. Угадать эти значения и предстояло "идеальному читателю" будущего. При всей безупречной, классической логике своей "архитектуры", смысл мандельштамовского текста столь же непредсказуем, как и ключ загадки. В центре образного языка Мандельштама - спрятанные в подтекст сложные аналогии между порой далекими друг от друга явлениями. И разглядеть эти аналогии под силу только очень подготовленному читателю, который живет в том же культурном что и сам Мандельштам.
Например, когда Мандельштам в "Летних стансах" (1913) назвал судьбу цыганкой, то объяснить этот образ можно двояко: судьба столь же непостоянна, как цыганка, и - цыганки предсказывают судьбу. Однако мандельштамовская поэтика требует еще и третьей мотивировки образа - за пределами стихотворения. И здесь следует обратиться к поэме Пушкина "Цыганы", завершающейся словами: "И от судеб защиты нет". Подобный намек посредством скрытой цитаты и наложение разных мотивировок образа - характерный образец мандельштамовской поэтики, которую исследователи называют "семантической" (то есть разрабатываюшей смысловые нюансы, сдвиги значения, обусловленные контекстом и подтекстом). А потому, по словам С. С. Аверинцева, стихи Мандельштама "так заманчиво понимать - и так трудно толковать".
В поэзии Мандельштама смысловой потенциал, накопленный словом за всю историю его бытования в других поэтических контекстах, приобретает значение благодаря таким скрытым цитатам-загадкам. Они заставляют читателя обратиться к их источникам с тем, чтобы найти систему координат, подтекст, с которого текст можно дешифровать
1. Расширение кругозора: Обращение к явлениям мировой культуры помогает нам расширить свой кругозор и понять, что мир состоит не только из нашей собственной культуры, но также включает в себя и другие истории и традиции. Все эти разнообразные культуры и их явления предоставляют нам богатство взглядов и идей, которые могут быть вдохновляющими и познавательными.
2. Поиск универсальности: Культура отражает общие человеческие ценности, эмоции и опыт, которые пронизывают разные культуры и народы. Обращаясь к мировым явлениям культуры, Мандельштам ищет универсальные темы и идеи, которые объединяют нас, людей, независимо от нашей национальности или происхождения. Такой поиск универсальности помогает разорвать нижние границы национальных различий и позволяет нам осознать наши общие истоки и ценности.
3. Вдохновение и креативность: Мировые явления культуры, будь то музыка, живопись, литература или философия, являются бесконечным источником вдохновения для художников и поэтов. Мандельштам, как поэт, воспринимал и ассимилировал различные смыслы и красоту мировой культуры, чтобы отразить их в своих собственных произведениях. Обращение к явлениям мировой культуры позволяет расширить свои художественные горизонты, найти новые идеи и способы выражения.
Чтобы понять этот смысл Мандельштамовского обращения, давайте рассмотрим конкретный пример его стихотворения "Сонет", где он обращается к искусству и музыке:
И вновь сотрясает гроза пленительная,
И вновь поет пустыня, сухая река.
Скрученный шеей старый кондуктор с трепетом
Божился над его шелковым прессом.
В этих стихах Мандельштам использует образы грозы и сухой реки, чтобы передать сильные эмоции и переживания. Однако, чтобы полностью понять эти образы и их значение, нужно знать, что гроза ассоциируется с музыкальной композицией Бетховена "Грозовой", а сухая река - с музыкой пустыни, например, с тропической пустыней Сахара. Обращение к этим явлениям мировой культуры помогает читателю поэта понять, что Мандельштам желает передать слияние сильных эмоций и природных образов через язык искусства, вдохновляясь музыкой и природой, которые стали универсальными символами.
Таким образом, обращение Мандельштама к явлениям мировой культуры имеет целью расширить наши знания и понимание, найти источник вдохновения для собственного художественного выражения и выделить универсальные темы и ценности, объединяющие людей разных культур и эпох.