ни одно из крупных произведений двадцатого века не вызвало столько споров и разночтений, сколько выпало на долю романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон». Значительность исторического периода, изображенного в романе, показ жизни народа в её многообразии, в борьбе интересов различных классов общества, в сложном переплетении судеб многих действующих лиц – всё это привлекает читателя, заставляет пережить вместе с героями нелегкие годы отечественной истории. Но больше всего нас волнует трагический образ Григория Мелехова. И особое внимание всегда уделяется финальной сцене романа. Чем и как заканчивается повествование о нелегком жизненном пути героя?
В образе Григория Мелехова Шолохов показал тяжелые, мучительные переживания, раскрыл сложность и противоречивость размышлений и поступков «единоличного крестьянина», осложненные спецификой жизни и быта донского казачества, в результате которых он понял, что «по-старому жить нельзя».
Конец романа подводит итоги большому периоду в жизни героя. Что с ним будет, мы не знаем. Финальная сцена – это итог жизни Мелехова. Но нас продолжает тревожить судьба этого героя. В романе нет прямого указания на то, что дальнейшая жизнь Григория будет неразрывно связана с жизнью всего казачества, начавшего новую жизнь. Тем не менее, совершенно очевидно, что Григорий вернулся в родной хутор, к земле, о которой он так тосковал во время своих бурных скитаний в поисках истины и правды. Герой вернулся, чтобы работать на ней, воспитывать своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся: «Домой».
Новаторство Шолохова в решении трагического конфликта заключается в том, что он не показывает трагической развязки для героя, неизбежной для всех трагедий времен. В «Тихом Доне» нет ни духовной гибели героя, ни его физической смерти. Мелехов мужественно идет в родной хутор до амнистии, и это дает основание утверждать, что в Григории Мелехове сохранились нравственные силы и возможность начать иную жизнь, без насилия и смертей.
Приход Григория в родной хутор вполне закономерен. Мелехов давно стремился к мирному труду, к своей семье. И эти его стремления вытекают из жизненного идеала, мало чем отличающегося от идеала большинства людей из казачества и вообще из крестьянства.
Григорий Мелехов, несмотря на все ошибки, заблуждения, страдания и муки, в конце романа предстает человеком, которого не страшит возможное возмездие за его дела. Он не может дольше выносить «сурчиного положения», в котором (временно!) оказался среди «мирных разбойников». Он, безусловно, предполагает, что может ожидать его по возвращении на хутор. А между тем, ведь многие советуют герою «немного обождать», потому что к первому мая будет амнистия. И такие, как Григорий, будут прощены Советской властью. Если бы Мелехов заколебался, испугавшись возмездия, и остался бы в лесу в ожидании амнистии, в этом случае можно было бы сказать: «Да, Григорий уже не тот, он сломлен и растерян». Но в романе все складывается иначе. Мелехов просто устал от крови, страданий, потерь. Он хочет одного – дома. Поэтому он возвращается. Возвращается навсегда.
Шолохов – гениальный мастер детали. Достаточно вспомнить сцену, где Мелехов последний раз видит Наталью, жену, которая вышла провожать его. В ее руке – черная косынка. И взмах этой черной косынки – последнее, что будет помнить Григорий.
Так и в финальной сцене романа. Здесь важна каждая деталь. Действие происходит весной. Это время перехода из одного (омертвелого) состояния в другое (жизни). Григорий ломает лед, чтобы выбросить оружие. Наверное, это единственный момент, когда он чувствует облегчение. Мелехов «тщательно вытер руки» после того, как выбросил оружие. И это тоже символично. Больше он оружие в руки взять уже никогда не сможет.
Чистая донская вода – это тоже своего рода символ новой жизни. Но Григорию предстоит еще одна потеря. От сына он узнает, что его дочка умерла от «глотошной». И у маленького Мишатки остается в жизни только отец, который поднимет его на руки, и они вместе пойдут в родной хутор, к земле, к работе.
Григорий Мелехов, после того, как претерпел множество бедствий, пережил множество потерь, испытал множество физических мучений и страданий, приходит в родной хутор, и мы видим радость, охватившую его при виде родного села, радость от встречи с сыном. Конец романа указывает на то, что герой в своем внутреннем состоянии не исчерпал себя.
Поэтому хочется закончить фразой из рассказа Шолохова «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»
Объяснение:
ни одно из крупных произведений двадцатого века не вызвало столько споров и разночтений, сколько выпало на долю романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон». Значительность исторического периода, изображенного в романе, показ жизни народа в её многообразии, в борьбе интересов различных классов общества, в сложном переплетении судеб многих действующих лиц – всё это привлекает читателя, заставляет пережить вместе с героями нелегкие годы отечественной истории. Но больше всего нас волнует трагический образ Григория Мелехова. И особое внимание всегда уделяется финальной сцене романа. Чем и как заканчивается повествование о нелегком жизненном пути героя?
В образе Григория Мелехова Шолохов показал тяжелые, мучительные переживания, раскрыл сложность и противоречивость размышлений и поступков «единоличного крестьянина», осложненные спецификой жизни и быта донского казачества, в результате которых он понял, что «по-старому жить нельзя».
Конец романа подводит итоги большому периоду в жизни героя. Что с ним будет, мы не знаем. Финальная сцена – это итог жизни Мелехова. Но нас продолжает тревожить судьба этого героя. В романе нет прямого указания на то, что дальнейшая жизнь Григория будет неразрывно связана с жизнью всего казачества, начавшего новую жизнь. Тем не менее, совершенно очевидно, что Григорий вернулся в родной хутор, к земле, о которой он так тосковал во время своих бурных скитаний в поисках истины и правды. Герой вернулся, чтобы работать на ней, воспитывать своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся: «Домой».
Новаторство Шолохова в решении трагического конфликта заключается в том, что он не показывает трагической развязки для героя, неизбежной для всех трагедий времен. В «Тихом Доне» нет ни духовной гибели героя, ни его физической смерти. Мелехов мужественно идет в родной хутор до амнистии, и это дает основание утверждать, что в Григории Мелехове сохранились нравственные силы и возможность начать иную жизнь, без насилия и смертей.
Приход Григория в родной хутор вполне закономерен. Мелехов давно стремился к мирному труду, к своей семье. И эти его стремления вытекают из жизненного идеала, мало чем отличающегося от идеала большинства людей из казачества и вообще из крестьянства.
Григорий Мелехов, несмотря на все ошибки, заблуждения, страдания и муки, в конце романа предстает человеком, которого не страшит возможное возмездие за его дела. Он не может дольше выносить «сурчиного положения», в котором (временно!) оказался среди «мирных разбойников». Он, безусловно, предполагает, что может ожидать его по возвращении на хутор. А между тем, ведь многие советуют герою «немного обождать», потому что к первому мая будет амнистия. И такие, как Григорий, будут прощены Советской властью. Если бы Мелехов заколебался, испугавшись возмездия, и остался бы в лесу в ожидании амнистии, в этом случае можно было бы сказать: «Да, Григорий уже не тот, он сломлен и растерян». Но в романе все складывается иначе. Мелехов просто устал от крови, страданий, потерь. Он хочет одного – дома. Поэтому он возвращается. Возвращается навсегда.
Шолохов – гениальный мастер детали. Достаточно вспомнить сцену, где Мелехов последний раз видит Наталью, жену, которая вышла провожать его. В ее руке – черная косынка. И взмах этой черной косынки – последнее, что будет помнить Григорий.
Так и в финальной сцене романа. Здесь важна каждая деталь. Действие происходит весной. Это время перехода из одного (омертвелого) состояния в другое (жизни). Григорий ломает лед, чтобы выбросить оружие. Наверное, это единственный момент, когда он чувствует облегчение. Мелехов «тщательно вытер руки» после того, как выбросил оружие. И это тоже символично. Больше он оружие в руки взять уже никогда не сможет.
Чистая донская вода – это тоже своего рода символ новой жизни. Но Григорию предстоит еще одна потеря. От сына он узнает, что его дочка умерла от «глотошной». И у маленького Мишатки остается в жизни только отец, который поднимет его на руки, и они вместе пойдут в родной хутор, к земле, к работе.
Григорий Мелехов, после того, как претерпел множество бедствий, пережил множество потерь, испытал множество физических мучений и страданий, приходит в родной хутор, и мы видим радость, охватившую его при виде родного села, радость от встречи с сыном. Конец романа указывает на то, что герой в своем внутреннем состоянии не исчерпал себя.
Поэтому хочется закончить фразой из рассказа Шолохова «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»