Николай Алексеевич Некрасов является подлинно народным творцом, поскольку в своих произведениях он отчётливо описывал нелёгкую судьбу русских крестьян, все стороны быта и оттенки душевных переживаний народа. Одним из основных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней Николай Алексеевич рассуждает о невозможности счастья крепостной Руси. Одной из важных тем, затронутых в поэме, является тема свободы и рабства. Обратимся к лиро-эпическому произведению, чтобы понять, в чём автор видит сущность духовного рабства. Ярким примером духовного рабства является холоп князя Утятина Ипат. Когда крестьянам дали свободу, герой не захотел покидать своего хозяина, поскольку «Не может барских милостей // Забыть Ипат!»: запрягал его князь вместо лошади, купал зимой в проруби, а когда он играл на скрипке в лютый мороз и упал с саней, то его «благодетель» вернулся забрать крестьянина. Раб князя Переметьева хвастается тем, что облизывал барские тарелки и «Напитки иностранные // Из рюмок допивал…», а теперь болеет «Болезнью благородною … По-да-герой именуется!». Яков «Барина холил, берёг, ублажал», когда у господина Поливанова отказали ноги, то верный крестьянин носил его на руках, развлекал. Но, по разрешения у барина жениться его племяннику на крепостной красавице Арише, он отказал ему. Тогда не выдержал верный слуга, завёз своего господина в лес, да и повесился там, а так как у Поливанова ноги не ходили, то пролежал он так до самого утра, пока его охотник не увидел. Лишь потом барин осознал, что он виноват в смерти своего преданного холопа: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Таким образом, духовное рабство – это полная преданность своему «владельцу», который может совершенно не ценить своего холопа, бить, бранить, эксплуатировать его, но раб всё равно будет предан своему хозяину.
Объяснение:
Николай Алексеевич Некрасов является подлинно народным творцом, поскольку в своих произведениях он отчётливо описывал нелёгкую судьбу русских крестьян, все стороны быта и оттенки душевных переживаний народа. Одним из основных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней Николай Алексеевич рассуждает о невозможности счастья крепостной Руси. Одной из важных тем, затронутых в поэме, является тема свободы и рабства. Обратимся к лиро-эпическому произведению, чтобы понять, в чём автор видит сущность духовного рабства. Ярким примером духовного рабства является холоп князя Утятина Ипат. Когда крестьянам дали свободу, герой не захотел покидать своего хозяина, поскольку «Не может барских милостей // Забыть Ипат!»: запрягал его князь вместо лошади, купал зимой в проруби, а когда он играл на скрипке в лютый мороз и упал с саней, то его «благодетель» вернулся забрать крестьянина. Раб князя Переметьева хвастается тем, что облизывал барские тарелки и «Напитки иностранные // Из рюмок допивал…», а теперь болеет «Болезнью благородною … По-да-герой именуется!». Яков «Барина холил, берёг, ублажал», когда у господина Поливанова отказали ноги, то верный крестьянин носил его на руках, развлекал. Но, по разрешения у барина жениться его племяннику на крепостной красавице Арише, он отказал ему. Тогда не выдержал верный слуга, завёз своего господина в лес, да и повесился там, а так как у Поливанова ноги не ходили, то пролежал он так до самого утра, пока его охотник не увидел. Лишь потом барин осознал, что он виноват в смерти своего преданного холопа: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Таким образом, духовное рабство – это полная преданность своему «владельцу», который может совершенно не ценить своего холопа, бить, бранить, эксплуатировать его, но раб всё равно будет предан своему хозяину.