В 1. Как называется цикл повестей, в который входит произведение «Станционный смотритель»? В 2. Назовите имя станционного смотрителя.
В 3. К какому литературному направлению относится повесть «Станционный смотритель»?
В 4. В начале предложенного для анализа отрывка показано бесправное положение героя, негодование мелкого чиновника и его не к осознанному бунту. Как в литературе стали называть подобных героев?
В 5. Какой художественный прием использует А.С.Пушкин для изображения Дуни: «…Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле.»
В 6. Изображая отчаяние героя, его нежелание жаловаться (как советовал приятель), А.С.Пушкин пишет, что «смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться». Как называется устойчивый оборот речи, используемый писателем.
В 7. Выпишите из 4 абзаца фразу, позволяющую выявить отношение (расположение) рассказчика к герою.
С 1. Каков смысл названия произведения? Почему повесть не названа именем главного героя?
С 2. В каких ранее изученных произведениях говориться о дочернем и сыновнем долге перед родителями и в чем эти произведения близки повести «Станционный смотритель»?
Обоснование: Повесть "Станционный смотритель" является одной из пяти повестей, входящих в цикл "Петербургские повести" А.С.Пушкина. В этом цикле рассказывается о жизни и судьбе различных героев, связанных с городом Санкт-Петербургом.
2. Имя станционного смотрителя в повести "Станционный смотритель" не названо.
Обоснование: В произведении герой не получил имени, что помогает сделать его образ универсальным и символичным. Это позволяет читателю концентрироваться на самой ситуации героя и его проблемах, а не на его личности.
3. Повесть "Станционный смотритель" относится к литературному направлению реализма.
Обоснование: В данном произведении отображаются реалии жизни, описываются проблемы обычных людей и различных слоев общества. Также присутствует подробное описание внешности и внутреннего мира героев, что характерно для реализма.
4. В литературе подобных героев, находящихся в бесправном положении и протестующих против него, стали называть антигероями.
Обоснование: Антигерой - персонаж литературного произведения, который отличается от типичного героя своими негативными качествами, слабостью или невозможностью преодолеть внешние обстоятельства.
5. А.С.Пушкин использует художественный прием сравнения или метафору для изображения Дуни:
«…Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле.»
Обоснование: Метафора - это художественное сравнение, основанное на сходстве признаков или свойств предметов или явлений.
6. Устойчивый оборот речи, используемый писателем, называется "махнул рукой".
Обоснование: Данный оборот речи описывает действие героя, который, выражая свое отчаяние и нежелание жаловаться, решает отступиться, пренебрегая возможностью или советом приятеля.
7. Фраза, позволяющая выявить отношение (расположение) рассказчика к герою, можно выделить из 4 абзаца:
"Ибо какую пользу принесла нищете, какую выиграв за святыню репутацию он, оба не могли сказать, а несправедливо отвергнутому повысить свой голос было сему несносно."
Обоснование: Данная фраза содержит выражение несогласия рассказчика с отвержением героя со стороны системы и отсутствием пользы или выгоды, полученной им от своего положения.
С 1. Смысл названия произведения "Станционный смотритель" заключается в том, что повесть рассказывает о жизни и проблемах героя, который работает на станции в должности смотрителя.
Обоснование: Название произведения позволяет читателю сразу представить общую тематику и контекст повести, связанный с местом действия и профессией главного героя. Наименование повести совпадает с профессией героя.
С 2. В повести "Станционный смотритель" также рассматривается проблема дочернего и сыновнего долга перед родителями, как и в ряде ранее изученных произведений.
Обоснование: Повесть "Станционный смотритель" рассказывает о непосильной работе и унижениях героя, которые он терпит, чтобы поддерживать своих стариков. Похожие мотивы рассматриваются, например, в произведениях Александра Грина "Темная аллея" и Федора Достоевского "Бедные люди". В этих произведениях герои также испытывают глубокую любовь и бескорыстие к своим родителям, стараясь помочь им в трудных жизненных ситуациях. Повесть Пушкина близка к ним по теме и проблематике.