Урок № 2-3 по произведению В.Распутина «Уроки французского»
I.ответьте на во и выполните задания
1. Каким перед нами предстает герой произведения В.Распутина «Уроки французского», оказавшись вдали от дома? Какие черты характера героя вы выделили? Каким людям присущи такие качества?
2. Как получилось, что он стал играть на деньги?
Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами,
живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании?
3. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
4.Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Кто же в рассказе противостоять злу? Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?
5. Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?
6. Почему разговор оказался неожиданным для главного героя? Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
7. Зачем автор противопоставляет героев, использует прием антитезы? Проанализируйте, как автор описывает героев. Для этого составим таблицу
Мальчик Учительница
голос
осанка
внешний вид
одежда
8. С чьих слов идет описание учительницы? Как мальчик описывает внешность
Лидии Михайловны в начале рассказа? Обратите внимание на выражение: «красивая и в одежде». Что это значит в восприятии мальчика?
9. Как держалась Лидия Михайловна в классе?
10. Какие душевные качества характеризуют учительницу?
Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? Какие чувства испытывает герой? Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?
11. Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику? Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз?
12. Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?
13. Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком? Что она предлагает своему ученику после занятий? Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?
Какое качество учительницы в этот момент проявляется?
14. Почему Володя не взял посылку с продуктами? Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку?
Как он догадался, от кого посылка? Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку? Как она объяснила свое желание мальчику?
15. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как ведет себя учительница во время игры? Что выдавало ее во время игры?
Разве может учитель играть на деньги? Какое вы дадите определение ее поступку?
16. Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич?
17. Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление,
совращение»? Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору
Каким в рассказе описывается директор школы?
18. Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница? Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?
19. Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко
почувствовали? Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?
II. Выбрать тему сочинения, составить план.