Уменьшить текст для пересказа
произведение, созданное в середине лета 1855 г., было опубликовано после кончины тютчева. текст обращен к елене денисьевой, самоотверженная, безмерная любовь которой восхищала автора. случай, описанный в «пламени…», имеет автобиографическую основу: поэт снимал для своей возлюбленной дачу на черной речке. тихое место, темный сад, водная гладь — внешние приметы лирической ситуации напоминают о летнем отдыхе незаконного семейства тютчева.
художественное пространство стихотворения четко разграничено. субъект речи наблюдает за , разгоревшимся где-то за речкой. особенную динамичность зачину придает комплекс однородных сказуемых, характеризующих образ пламени. сила разгулявшейся стихии передается при лексем «жар», «крики».
тревожной картине огненного бедствия противопоставляется спокойствие тенистого сада, где находится герой-наблюдатель. контрастность изображения дополняется оппозициями прохлады и раскаленного воздуха, сумрака и яркого света.
первое восьмистишие завершает автопортрет субъекта речи, в растерянности бродящего по саду. для описания психологического состояния наблюдателя поэт моделирует афористичное утверждение. последнее декларирует мощь и глубину любовного переживания, которое связывает героя и адресата.
довольно неожиданной выглядит смена пейзажной зарисовки, основанной на контрасте, проникновенной лирической темой, которая заключает начальный фрагмент. композиция второго восьмистишия построена по сходным принципам.
печальная картина , где сквозь облака дыма проглядывают голые трубы, — закономерный итог буйного торжества стихии. обгорелому пепелищу противопоставлен образ крепкого «нерушимого» дома, служащего прибежищем для влюбленных. уверенность в его надежности передана с лексемы «покой», в которой важны и устаревшее, и актуальное значения. общая антитеза поддерживается и на уровне второстепенных пейзажных деталей. членами оппозиции выступают дисгармоничный треск обуглившегося дерева и приятный шорох листвы, метафорически отождествленный с дыханием живого существа.
в восприятии лирического субъекта образ возлюбленной вписывается в гармоничную картину природы: в рамках одного ряда объединяются тихий шелест деревьев и страстные речи возлюбленной. счастливый союз дарит ощущение райского блаженства: душевного покоя, радости, полноты жизни.