Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?,.
15. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
послание
поэма
басня
.
16. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
открывает повествование
завершает повествование
является кульминацией сюжета
является одним из этапов развития сюжета
17. Как называется использованное М. Ю. Лермонтовым художественно-выразительное средство, с которого описывается отношение героя к жизни: «трёх блаженных дней», «жизнь…печальней и мрачней», «ночной, ужасный час»?
метафора
эпитет
олицетворение
сравнение
18. От какого лица ведётся повествование во фрагменте?
от первого
от лица старца
от третьего
от автора.
19. С какой целью автор начинает фрагмент с во и сразу же приведённого ответа: «Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил…»?
выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни
характеризует психологическое состояние героя
подчёркивает великодушие героя
20. Как называется художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении и использованное в строке: «И мы, сплетясь, как пара змей…»?
метафора
эпитет
олицетворение
сравнение
21. Кто был соперником Мцыри в смертельной схватке?
грозный тигр
могучий барс
злобный лев
хищная пантера
22. С какой целью автор приводит следующую фразу: «Я пламенел, визжал, как он / …и в груди моей / Родился тот ужасный крик…»?
выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни
наделяет его чертами былинного героя
характеризует психологическое состояние героя
подчёркивает равнодушие героя ко всему происходящему
16. Этот фрагмент занимает место открывающего повествование. Это можно определить по тому, что автор начинает рассказ со слов "Ты хочешь знать", что указывает на начало повествования.
17. В данном фрагменте использованное М. Ю. Лермонтовым художественно-выразительное средство, которое описывает отношение героя к жизни, - метафора. Примеры метафор в тексте: "трех блаженных дней", "жизнь... печальней и мрачней", "ночной, ужасный час".
18. Повествование во фрагменте ведется от первого лица, то есть от лица старца или героя самого произведения. Это можно определить по использованию таких выражений, как "я", "мне", "мой".
19. Целью автора, которую он преследует, начиная фрагмент с вопроса и сразу же приводит ответ, "Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил...", - выявление отсутствия в герое серьезного отношения к жизни. Это можно предположить, так как автор хочет подчеркнуть, что у него не было серьезных дел и забот во время свободы.
20. Художественно-выразительное средство, которое основано на сопоставлении и используется в строке "И мы, сплетясь, как пара змей...", - сравнение. В данном случае автор сравнивает себя и другого человека с парой змей, чтобы подчеркнуть их близость и соприкосновение друг с другом.
21. Соперником Мцыри в смертельной схватке был грозный тигр. Это можно узнать из других частей произведения или из предыдущего контекста.
22. Целью автора, поясняющей следующую фразу "Я пламенел, визжал, как он / ...и в груди моей / Родился тот ужасный крик...", - характеризация психологического состояния героя. В данной фразе автор описывает эмоциональное возбуждение героя во время схватки с тигром, что помогает понять его внутренние переживания и страх.