У рассказа "Тринадцатый подвиг Геракла" Ф. Искандера забавное метафорическое название. В произведении, нетривиальный в своих педагогических методах учитель с греческим отчеством, Харлампий Диогенович, таким образом оценил труд своего подопечного. Труд этот, если подойти к нему с меркой главного героя пятиклассника, должен был нерадивого ученика от возмездия за нерешенную дома задачу. Используя хитрость, подвешенный язык и близкое знакомство с лечением, ученик превращает урок в медицинскую процедуру. Заманенные правдами и неправдами в класс медики проводят вакцинацию. Этот титанический труд не остается без оценки педагога. Харлампий Диогенович,в свойственной ему сатирической манере приравнивает ухищрения пятиклассника к тринадцатому подвигу Геракла. Сил затрачено немало, замысел велик... Но Геракл совершал свои двенадцать подвигов во имя великих целей. А целью тринадцатого стала трусость. Подвиг во имя трусости и малодушия, не позволивших честно сознаться герою в промахе, - недостоин занимать место в истории. Главному герою стыдно под прицелом сатиры педагога, класс смеется над ним. Мальчишке становятся понятны истины, произнесенные учителем. Никакие титанические усилия не скроют ложь, она станет явной, а укрывателю будет тем стыднее, чем больше он будет изворачиваться.
Главному герою стыдно под прицелом сатиры педагога, класс смеется над ним. Мальчишке становятся понятны истины, произнесенные учителем. Никакие титанические усилия не скроют ложь, она станет явной, а укрывателю будет тем стыднее, чем больше он будет изворачиваться.