Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
а) кольцевая композиция
б) хронологический порядок развития событий
в) параллельное развитие трех сюжетных линий
г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положены принципы двойничества
б) персонажи объединены общей идеей произведения
в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира г) система образов построена по принципу антитезы
3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
а) Иешуа — новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
б) речь идет не о вере, а об Истине
в) автор передает смысл библейской притчи
4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
а) соответствие библейскому сюжету
б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу
в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
г) автор стремится показать Иешуа бедняком
5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.
а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
б) красота и ее служба силам тьмы
в) герои выполняют функцию палачей
г) предатели, несущие справедливое наказание
д) образ ученика-последователя
е) верный друг, безотказный Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
а) в романе нет традиционного любовного треугольника
б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
7. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
а) Азазелло
б) Коровьев
в) Варенуха
г) Бездомный
8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
а) историческое
б) теологическое
в) объяснение устройства вселенной
г) «от противного»
9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
а) обед Н. И. Босого
б) закуски Бегемота
в) завтрак Степана Лиходеева
1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком; 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»;
3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»
10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство
возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие — другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин
) 1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» — «видеть»), «правая сила» (праведная сила).
2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?
11. Роман Булгакова — это «сатирическая летопись той городской жизни 20—30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)
1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?
2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи
Ответ: в) параллельное развитие трех сюжетных линий
Обоснование: В романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова можно выделить три основные сюжетные линии: история Мастера и его рукописи, история Маргариты и ее выбора между добром и злом, а также история Воланда и его прислужников. Весь роман построен на параллельном развитии этих трех сюжетных линий, которые взаимодействуют и переплетаются друг с другом. Это создает своеобразную композицию, которая добавляет глубину и сложность произведению.
Шаги решения: Чтобы ответить на данный вопрос, нужно прочитать вопрос и ознакомиться с вариантами ответов. Затем необходимо знать, какие сюжетные линии присутствуют в романе и как они развиваются. Опираясь на свой текстовый материал, можно легко определить, что ответ состоит в параллельном развитии трех сюжетных линий.
2. В чем состоит специфика системы образов романа "Мастер и Маргарита"?
Ответ: а) в основу положены принципы двойничества
Обоснование: В романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова можно заметить ряд образов, которые объединены принципом двойничества. Например, герои библейского мира, такие как Гелла, Азазелло, Аллоизий Могарыч, а также персонажи современной Москвы, такие как профессор Стравинский, Наташа и многие другие, имеют своих параллелей в потустороннем мире, представленных Воландом, Бегемотом и другими персонажами. Это создает систему образов, в основе которой лежат противопоставления и соответствия.
Шаги решения: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать вопрос и ознакомиться с вариантами ответов. Затем нужно обратиться к тексту романа и выделить систему образов, анализируя их пары и принцип двойничества, по которому они объединены. Полученные выводы ведут к ответу - в основу системы образов легли принципы двойничества.
3. "Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины". В чем смысл этого изречения?
Ответ: б) речь идет не о вере, а об Истине
Обоснование: В данном изречении автор передает смысл библейской притчи. Рухнувший храм старой веры символизирует устаревшие понятия и догмы, которые нужно заменить на новый храм Истины. Таким образом, основной смысл этого изречения заключается в том, что Иешуа говорил об Истине, которая должна заменить старые верования и принципы.
Шаги решения: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать цитату и варианты ответов. Затем нужно понять смысл цитаты и какую идею хотел передать автор. Ответ находится в букве б - речь идет не о вере, а об Истине.
4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
Ответ: в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
Обоснование: Автор представляет Иешуа как бродягу, чтобы подчеркнуть его внутреннюю свободу и независимость от иерархического мира. В романе Иешуа является символом высшей духовности и прототипом Мастера. Бродяжничество Иешуа подчеркивает его отказ от материальной жизни и внешних оков, а также его готовность жить в соответствии со своими идеалами и принципами.
Шаги решения: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ознакомиться с вариантами ответов и прочитать информацию о Иешуа в романе. Затем нужно проанализировать, почему автор выбрал образ бродяги для Иешуа и какое значение это имеет. Ответ находится в букве в - автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру.
5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира.
Ответ: а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
Обоснование: Герои, такие как Гелла, Азазелло, Воланд и другие, обладают властью и силой в своих мирах, но они все же не в силах навязать свою силу и волю человеку. Например, Воланд может совершать чудеса и демонстрировать свою власть, но он не может изменить человеческую выбор или контролировать его решения. Таким образом, герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором.
Шаги решения: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать варианты ответов и ознакомиться с именами героев. Затем нужно проанализировать, какие характеристики и силы присущи каждому герою и как они развиваются в их собственных мирах и взаимодействуют с человеческим выбором. Ответ находится в букве а - герои обладают властью в своем м