Тема урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» «Толстой – это целый мир»
Цель: дать представление о писателе, об истории создания рассказа «Кавказский пленник»; пробудить интерес учащихся к изучению произведения.
1. Чтение вступительной статьи учебника-хрестоматии «Величайшая гордость России».
2. стр 43-45 учебника познакомиться с заметками «Это интересно»; «Исторический комменарий».
Из воспоминаний офицера русской армии Ф.Ф.Торнау, который находился в плену у горцев. Л.Толстой взял из этих воспоминаний рассказ о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Торнау пишет, что он прикормил собаку, которая его охраняла. В плену он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, и использовал Толстой.
Из своей офицерской жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
3. Подумайте над вопросом: почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нем повествуется о двух пленниках?
Действие происходит во время Кавказской войны. На Кавказе служит офицер Иван Жилин. Его мать присылает письмо, в котором просит навестить её, и Жилин выезжает из крепости вместе с обозом. Обоз едет медленно, и Жилин и другой офицер — Костылин — решаются поехать вперёд одни. Потом они натыкаются на нескольких конных «татар» (горцев-мусульман). Когда Костылин видит татар, он уезжает, бросая Жилина одного, а те подстреливают лошадь оставшегося офицера и берут его в плен.
Жилина привозят в горное село, где продают Абдул-Мурату. У того же хозяина позже оказывается Костылин, которого также поймали татары. Абдул заставляет офицеров написать письма домой, чтобы за них дали выкуп. Жилин указывает на письме не тот адрес, понимая, что его матери всё равно не собрать требуемой суммы.
Жилин и Костылин живут в сарае, а днём на ноги им надевают колодки. Жилин мастерит кукол, привлекая местных ребят и прежде всего — 13-летнюю дочь Абдула, Дину. Во время прогулок по аулу и окрестностям Жилин прикидывает, в какую сторону можно бежать обратно в русскую крепость. По ночам он делает подкоп в сарае. Дина иногда приносит ему лепёшки или куски баранины.
Когда Жилин замечает, что жители аула встревожены из-за смерти одного из односельчан в бою с русскими и легко могут сорвать свой гнев на пленных, он решается на побег. Они с Костылиным ночью пролезают в подкоп и пытаются пробраться к лесу, а оттуда к крепости. Однако из-за неповоротливости тучного Костылина они не успевают дойти — их замечают татары и привозят обратно. Теперь их сажают в яму и не снимают на ночь колодок. Дина продолжает иногда носить Жилину еду.
Понимая, что горцы боятся прихода русских и могут убить пленных, Жилин однажды с наступлением ночи просит Дину принести ему длинную палку, с которой он вылезает из ямы. Разболевшийся и раскисший Костылин остаётся там. Жилин пытается сбить замок с колодок, но не может этого сделать, в том числе и с Дины. Пробравшись через лес, на рассвете главный герой выходит к расположению русских войск. Впоследствии Костылина с крайне подорванным здоровьем выкупают из плена.
Объяснение: