Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.
С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру
Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.
Маргарита ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и их
Михаил Булгаков является одним из выдающихся писателей двадцатого века. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы, создав множество удивительных произведений. Последней работой Михаила Афанасьевича является роман «Мастер и Маргарита», который воплотил в себе размышления автора о современности и вечности человека и мира. Это произведение вошло в золотой фонд русской и зарубежной культуры.
Тема свободы в романе занимает ведущую позицию. Она всегда была одной из самых острых в литературе. По мнению Булгакова, свобода является высшей человеческой ценностью, великой наградой за те трудности и лишения, которые перенес в жизни тот или иной персонаж.
Одним из героев произведения «Мастер и Маргарита» является Понтий Пилат. Он был обречен долгими лунными ночами на бессонницу и беспокойство из-за того, что подверг арестанта Иешуа страшным нечеловеческим мукам. Понтий не смог найти в себе сил признать правоту Га – Ноцри «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». Каждую ночь он ждал, что к нему приведут арестанта, и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения Понтий Пилат получает от мастера долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие годы.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира, неугомонный Коровьев Фагот превращается в «темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». По словам Воланда, этот герой когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
В романе появляется также тема свободы от страха перед смертью, которая нашла свое отражение в сюжетной линии, связанной с одним из главных героев – Мастером. Он получает от Воланда свободу собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием его произведения. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и Маргарите.
Таким образом, мы видим, что свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.
С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру
Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.
Маргарита ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и их
Михаил Булгаков является одним из выдающихся писателей двадцатого века. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы, создав множество удивительных произведений. Последней работой Михаила Афанасьевича является роман «Мастер и Маргарита», который воплотил в себе размышления автора о современности и вечности человека и мира. Это произведение вошло в золотой фонд русской и зарубежной культуры.
Тема свободы в романе занимает ведущую позицию. Она всегда была одной из самых острых в литературе. По мнению Булгакова, свобода является высшей человеческой ценностью, великой наградой за те трудности и лишения, которые перенес в жизни тот или иной персонаж.
Одним из героев произведения «Мастер и Маргарита» является Понтий Пилат. Он был обречен долгими лунными ночами на бессонницу и беспокойство из-за того, что подверг арестанта Иешуа страшным нечеловеческим мукам. Понтий не смог найти в себе сил признать правоту Га – Ноцри «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». Каждую ночь он ждал, что к нему приведут арестанта, и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения Понтий Пилат получает от мастера долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие годы.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира, неугомонный Коровьев Фагот превращается в «темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». По словам Воланда, этот герой когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
В романе появляется также тема свободы от страха перед смертью, которая нашла свое отражение в сюжетной линии, связанной с одним из главных героев – Мастером. Он получает от Воланда свободу собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием его произведения. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и Маргарите.
Таким образом, мы видим, что свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается