Тема: Особенности развития литературы
1930 — начала 1940-х годов.
1)Расскажите о складывавшемся в 1930-с гг. морально-психологическом климате в советском обществе. Какой желали видеть жизненную правду пришедшие к власти?
2)Почему литераторы стремятся воплотить в своих книгах «светлое будущее» и не замечают трагедии настоящего? Как правдивое изображение действительной жизни могло отразиться на личной судьбе писателя?
3)Почему люди, облечённые властью, и официальная советская критика утверждали, что советская литература имеет «колоссальное воспитательное значение»? Справлялась ли она со своими воспитательными задачами?
4)В чём заключаются принципы социалистического реализма как художественного метода?
5)Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Каким требованиям должны были удовлетворять произведения, вызванные к жизни «социальным заказом»?
6)Почему в 30-е гг. XX в. одной из основных тем в литературе становится воспевание трудовых свершений периода индустриализации? Каким изображается положительный герой подобных произведений?
7)Произведения о рабочем классе насыщены пафосом труда во имя «светлого будущего». Докажите это на примере одного из произведений (по вашему выбору).
8)Как преподносится в литературе коллективизация? Почему в произведениях о деревне говорится об «успехах» в её социалистическом преобразовании и ничего нет о трагедии, которую переживает крестьянство сделать литературу, до 16:00 надо сдать, буду благодарен, )
Сегодня мы поговорим о развитии литературы в СССР в 1930-х годах, а именно о морально-психологическом климате в советском обществе, стремлении литераторов к воплощению "светлого будущего", роли социалистического реализма и других интересных вопросах.
1) В 1930-е годы в СССР складывался особый морально-психологический климат. Это время было отмечено массовыми политическими репрессиями, коллективизацией и индустриализацией страны. Власть в СССР принадлежала коммунистической партии, которая стремилась создать новое общество с новыми ценностями. Члены партии желали видеть в литературе исключительно "жизненную правду", которая отвечала их идеалам коммунизма и пропагандировала коммунистические ценности.
2) Литераторы старались воплотить в своих произведениях "светлое будущее" по нескольким причинам. Во-первых, они были пропитаны коммунистическим идеалом и верили в лучшее будущее для страны и народа. Поэтому они отражали этот идеал в своих работах. Во-вторых, официальная советская власть требовала от литераторов создания позитивных произведений, которые бы вдохновляли и мотивировали людей строить коммунизм. Однако, стоит отметить, что такое представление о "светлом будущем" не всегда соответствовало реальности и могло игнорировать трагедии настоящего. Показ реальной жизни мог отразиться на судьбе писателя в том смысле, что он мог столкнуться с цензурой или репрессиями, если его произведения не соответствовали желаемой идеологии.
3) Люди, облеченные властью, а также официальная советская критика считали, что советская литература имеет "колоссальное воспитательное значение". Это означало, что произведения литературы должны были воспитывать постепенное усваивание коммунистических идей у читателя. Они были уверены, что литература может вмешаться в развитие общества и изменить мировоззрение людей в нужном направленном. Однако, были случаи, когда советская литература не справлялась с воспитательными задачами, так как не все произведения были одобрены цензурой, идеологически не соответствовали или не порождали нужные эмоции.
4) Принципы социалистического реализма как художественного метода заключаются в том, чтобы отражать жизнь "как она есть" в социалистическом обществе и наряду с этим воплотить коммунистические идеалы. Произведения должны быть понятными широким массам, отражать рабочую и колхозную жизнь, пропагандировать коммунистические ценности и чувствовать патриотизм. Авторы обязаны были писать в простой и доступной форме.
5) Выражение "социальный заказ" означает, что власть потребовала от литераторов создания произведений по определенным темам или сюжетам в интересах коммунистического строя. Произведения, созданные в рамках "социального заказа", должны были отражать пропаганду советской идеологии, героические деяния и достижения советского народа, патриотизм и доброжелательность к коммунистическим ценностям.
6) В 1930-х годах, индустриализация стала одной из основных тем литературы. Целью таких произведений было воспевание трудовых свершений периода индустриализации, показывание положительного героя-труженика, который был предан идеям коммунизма и героически работал на благо страны. В литературе такие герои часто представлялись в положительном свете, высоко ценились за свое преданное отношение к коммунистическим идеалам.
7) Произведения о рабочем классе были насыщены пафосом труда во имя "светлого будущего". Одним из примеров такого произведения может быть "Донские рассказы" Михаила Шолохова. В этом произведении показаны героические и страдания и радости жизни рабочих на Дону, их борьба и мирные будни. Шолохов описывает сильных персонажей, способных делать совершенно невероятные подвиги во имя своей работы и строительства социализма.
8) Коллективизация в литературе преподносилась как нечто положительное. Отражалось успешное преобразование деревни, внедрение колхозов и совхозов, улучшение жизни крестьян и развитие их материального благосостояния. Официальная советская литература, как правило, не говорила о трагедии, связанной с коллективизацией. Она сконцентрировалась на положительных сторонах и достижениях этого процесса, представляя коллективизацию как необходимость и важный шаг в развитии общества.
Надеюсь, эта информация помогла тебе разобраться в теме развития литературы в 1930-х годах в СССР. Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся обращаться ко мне. Удачи в учебе!