Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме \"Двенадцать\".
Стихотворение «Незнакомка» - одно из самых известных стихотворений Блока. Тема народа и интеллигенции была одним из этапов творчества Блока. В стихотворении \"Незнакомка\" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: \"И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна\". Еще раньше Блок записывает в дневнике: \"Она - это некий идеал красоты быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное\". В стихотворении четко отслеживаются два параллельных мира. В первом мире «детский плач» , «пьяные окрики» «скука загородных дач» , мир, где «воздух дик и глух» . Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В этом мире отсутствует гармония. Автор ищет то, что принесёт ему ощущение гармонии. Во втором же – «девичий стан» , «ее упругие шелка» , «берег очарованный» , «очи синие бездонные» .
Два мира, они настолько разные, что не могут существовать вместе. Значит, один из них всего лишь игра воображения нашего лирического героя - несбыточная мечта о прекрасной незнакомке, которая каждый вечер дает герою надежду на «очарованную даль» . Одно появление незнакомки уже вызывает много вопросов у читателей, оно таинственно, будто скрыто за «темной вуалью» . Образ тумана усиливает таинственность появления незнакомки: «дыша духами и туманами» - может, это всего лишь сон?. . Душа лирического героя все-таки соприкасается с этим прекрасным, но ненастоящим миром: «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу» . Главный герой называет этот мир «сокровищем» , ключ от которого есть только у него, в пьяном затуманенном сознании.
В стихотворении огромное количество символов. Мы оговорили основные, второстепенные же каждый поймет по-своему.
Основной литературный прием здесь – антитеза. Противопоставление страшного реального мира и прекрасного мира нетрезвого разума. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан, очи ) с низким ( кривится, торчат, пьяницы с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных п в ч р м, н д р с т м и т. д. («пронзило терпкое вино») , а потом аллитерация на л, м, н (Иль это только снится мне?) . Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Размер стихотворения - четырехстопный ямб, он придает размеренность и одновременно динамичность.
Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме \"Двенадцать\".
Стихотворение «Незнакомка» - одно из самых известных стихотворений Блока. Тема народа и интеллигенции была одним из этапов творчества Блока. В стихотворении \"Незнакомка\" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: \"И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна\". Еще раньше Блок записывает в дневнике: \"Она - это некий идеал красоты быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное\". В стихотворении четко отслеживаются два параллельных мира. В первом мире «детский плач» , «пьяные окрики» «скука загородных дач» , мир, где «воздух дик и глух» . Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В этом мире отсутствует гармония. Автор ищет то, что принесёт ему ощущение гармонии. Во втором же – «девичий стан» , «ее упругие шелка» , «берег очарованный» , «очи синие бездонные» .
Два мира, они настолько разные, что не могут существовать вместе. Значит, один из них всего лишь игра воображения нашего лирического героя - несбыточная мечта о прекрасной незнакомке, которая каждый вечер дает герою надежду на «очарованную даль» . Одно появление незнакомки уже вызывает много вопросов у читателей, оно таинственно, будто скрыто за «темной вуалью» . Образ тумана усиливает таинственность появления незнакомки: «дыша духами и туманами» - может, это всего лишь сон?. . Душа лирического героя все-таки соприкасается с этим прекрасным, но ненастоящим миром: «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу» . Главный герой называет этот мир «сокровищем» , ключ от которого есть только у него, в пьяном затуманенном сознании.
В стихотворении огромное количество символов. Мы оговорили основные, второстепенные же каждый поймет по-своему.
Основной литературный прием здесь – антитеза. Противопоставление страшного реального мира и прекрасного мира нетрезвого разума. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан, очи ) с низким ( кривится, торчат, пьяницы с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных п в ч р м, н д р с т м и т. д. («пронзило терпкое вино») , а потом аллитерация на л, м, н (Иль это только снится мне?) . Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Размер стихотворения - четырехстопный ямб, он придает размеренность и одновременно динамичность.