борис пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. в погоне за истиной пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. об этом он рассказывает в своем стихотворении «перемена», написанном в 1956 году. «я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. в юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.
автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «за что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает пастернак.
однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. оказалось, что мода на людей «трудового званья» в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «и я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается борис пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.
борис пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. в погоне за истиной пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. об этом он рассказывает в своем стихотворении «перемена», написанном в 1956 году. «я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. в юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.
автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «за что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает пастернак.
однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. оказалось, что мода на людей «трудового званья» в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «и я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается борис пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.