Відповідь:Основой творчества Михаила Афанасьевича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдания абстрактных, нереальных героев, проходя мимо правду жизни. Поэтому в своем последнем романе "Мастер и Маргарита" он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Тема борьбы добра и зла - вечная тема всех времен и народов. И в фольклоре, и в произведениях художественной литературы эта тема занимает одно из ведущих мест.
А по роману "Мастер и Маргарита" - определить эту тему очень трудно. Ведь нет четкого распределения героев на положительных и отрицательных. А нужен ли этот распределение? Думаю, что нет. Ведь в произведении много условностей, много мистических образов. Многие также и того, что нужно увидеть или почувствовать, того, что осталось завуалированным. Устами Мастера Булгаков рассказал о том, что его произведение не понимают. Есть много непонятного в фигурах Мастера и Маргариты, а еще больше - в фигуре Воланда.
Воланд у Михаила Булгакова - бессмертный, но открытый страданиям и страстям, а главное - его нельзя однозначно оценить с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Воланд и другие бессмертные таинственно связаны с человеком, могут контактировать с ней и подчинять своей воле. Но непонятно, почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? Возможно, еще влияние Ветхого Завета, где Сатана еще не враг Бога и людей, где он выполняет божественное правосудие, является управляющим Бога в земных вещах, своеобразным наблюдателем, который сообщал Бога о содеянном зле.
Поэтому, олицетворяющая Воланд, добро или зло, когда наказывает Берлиоза за доносить на людей, когда приказывает оторвать голову тому, кто ее и так не имеет, когда развенчивает человеческие пороки в варьете, предрикае судьбу взяточнику буфетчику?
Олицетворяющие сторонники Воланда, исполнители его воли? Добро или зло? Ведь это их руками совершаются все акты так называемого правосудия.
А главные герои, Мастер и Маргарита, какие они? Маргарита, которая никогда не знала бытовых проблем, но оставалась неудовлетворенной жизнью, и в то же время на самопожертвование ради любви; Мастер - автор романа о Пилате, человека, привыкшего доводить начатое дело до конца. Кто же олицетворяет зло в романе "Мастер и Маргарита"? Может, сторонники Воланда? Но они освобождают Мастера от психиатрической клиники.
Значит, герои романа не несут в себе зла, хотя они есть очень противоречивыми фигурами.
Автор на протяжении романа подводит нас к мысли, что зло рядом, оно олицетворяет общественный строй, в котором люди не могут не только высказывать свои мысли вслух, а даже думать. Все, кто мыслит нетрадиционно, - оказываются в "сумасшедшие", становятся жертвами доноса и терпят поругание. Михаил Булгаков воспроизвел зло, совершенное обществом, в большей степени в массовых сценах. Поэтому так поражают нас размеры этого зла. Возможно, именно поэтому потусторонний мир, созданный автором, воспринимается как действительность. В потусторонний мир отбывает Мастер, чтобы дождаться своего лучшего времени, когда обновленный мир потребует мастеров.
Відповідь:Основой творчества Михаила Афанасьевича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдания абстрактных, нереальных героев, проходя мимо правду жизни. Поэтому в своем последнем романе "Мастер и Маргарита" он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Тема борьбы добра и зла - вечная тема всех времен и народов. И в фольклоре, и в произведениях художественной литературы эта тема занимает одно из ведущих мест.
А по роману "Мастер и Маргарита" - определить эту тему очень трудно. Ведь нет четкого распределения героев на положительных и отрицательных. А нужен ли этот распределение? Думаю, что нет. Ведь в произведении много условностей, много мистических образов. Многие также и того, что нужно увидеть или почувствовать, того, что осталось завуалированным. Устами Мастера Булгаков рассказал о том, что его произведение не понимают. Есть много непонятного в фигурах Мастера и Маргариты, а еще больше - в фигуре Воланда.
Воланд у Михаила Булгакова - бессмертный, но открытый страданиям и страстям, а главное - его нельзя однозначно оценить с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Воланд и другие бессмертные таинственно связаны с человеком, могут контактировать с ней и подчинять своей воле. Но непонятно, почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? Возможно, еще влияние Ветхого Завета, где Сатана еще не враг Бога и людей, где он выполняет божественное правосудие, является управляющим Бога в земных вещах, своеобразным наблюдателем, который сообщал Бога о содеянном зле.
Поэтому, олицетворяющая Воланд, добро или зло, когда наказывает Берлиоза за доносить на людей, когда приказывает оторвать голову тому, кто ее и так не имеет, когда развенчивает человеческие пороки в варьете, предрикае судьбу взяточнику буфетчику?
Олицетворяющие сторонники Воланда, исполнители его воли? Добро или зло? Ведь это их руками совершаются все акты так называемого правосудия.
А главные герои, Мастер и Маргарита, какие они? Маргарита, которая никогда не знала бытовых проблем, но оставалась неудовлетворенной жизнью, и в то же время на самопожертвование ради любви; Мастер - автор романа о Пилате, человека, привыкшего доводить начатое дело до конца. Кто же олицетворяет зло в романе "Мастер и Маргарита"? Может, сторонники Воланда? Но они освобождают Мастера от психиатрической клиники.
Значит, герои романа не несут в себе зла, хотя они есть очень противоречивыми фигурами.
Автор на протяжении романа подводит нас к мысли, что зло рядом, оно олицетворяет общественный строй, в котором люди не могут не только высказывать свои мысли вслух, а даже думать. Все, кто мыслит нетрадиционно, - оказываются в "сумасшедшие", становятся жертвами доноса и терпят поругание. Михаил Булгаков воспроизвел зло, совершенное обществом, в большей степени в массовых сценах. Поэтому так поражают нас размеры этого зла. Возможно, именно поэтому потусторонний мир, созданный автором, воспринимается как действительность. В потусторонний мир отбывает Мастер, чтобы дождаться своего лучшего времени, когда обновленный мир потребует мастеров.