главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и природа. исследователи тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том, что «у одного тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира». более того, как отмечает б.я. бухштаб, «в до тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль. природа входит в поэзию тютчева как основной объект художественных переживаний».
мир в представлении тютчева – это единое целое, но не застывшее в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях. исследователи говорят о «неслучайности» «пристрастия поэта к переходным явлениям в природе, ко всему, что несет с собой изменение, что в конечном итоге связано с понятием «движения».
своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении овстуг в 1846 г.:
тихой ночью, поздним летом,
как на небе звезды рдеют,
как под сумрачным их светом
нивы дремлющие
усыпительно-безмолвны,
как блестят в тиши ночной
золотистые их волны,
убеленные
анализируя это стихотворение, н. берковский точно подметил, что оно «держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. передано тихое действование от крестьянского трудового хлеба в полях тютчев восходит к небу, к луне и , свет их он связывает в одно с зреющими нивами… жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, ».
ответ:
главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и природа. исследователи тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том, что «у одного тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира». более того, как отмечает б.я. бухштаб, «в до тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль. природа входит в поэзию тютчева как основной объект художественных переживаний».
мир в представлении тютчева – это единое целое, но не застывшее в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях. исследователи говорят о «неслучайности» «пристрастия поэта к переходным явлениям в природе, ко всему, что несет с собой изменение, что в конечном итоге связано с понятием «движения».
своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении овстуг в 1846 г.:
тихой ночью, поздним летом,
как на небе звезды рдеют,
как под сумрачным их светом
нивы дремлющие
усыпительно-безмолвны,
как блестят в тиши ночной
золотистые их волны,
убеленные
анализируя это стихотворение, н. берковский точно подметил, что оно «держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. передано тихое действование от крестьянского трудового хлеба в полях тютчев восходит к небу, к луне и , свет их он связывает в одно с зреющими нивами… жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, ».