Суммативное оценивание за 1 четверть по русской литературе
обучающегося (-ейся) 7 класса «___»
средней школы № 31
Ф. И. в род п.
Понимание и ответы на вопросы.
Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из пяти предложенных.
1. Притча- это
А) драматический жанр литературы;
В) краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме , содержащий мораль;
C) поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение;
D) лиро-эпический жанр литературы.
[1]
2. Назовите тему стихотворения «Анчар»
А) вселенское зло;
В) проблема жизни и смерти;
C) тема рабской покорности;
D) тема самодержавия
[1]
3.Определите жанр стихотворения « Арион»
А) ;
В) лирическое стихотворение;
С) романс;
D) эпиграмма
[1]
4. Какую проблему раскрывает К. Г. Паустовский в повести «Телеграмма»?
А) родителей и детей;
В) войны и мира;
С) добра и зла;
D) поиска человеком смысла жизни [1]
5. С какой целью А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» так подробно описывает картинки с изображением библейской истории?
А) хотел показать интерьер дома смотрителя;
Б) это были необычные картинки известного художника;
С) эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери»;
D) хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом. [1]
[5]
Анализ и интерпретация
Задание:
1. По данному фрагменту из повести определите тему произведения.
2. Как этот эпизод определить идею произведения?
3. Аргументируйте свой ответ цитатами из текста [ ]
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу.
— Знал ты покойника? — спросил я его дорогой.
— Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» — а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.
Оценка и сравнительный анализ [ ]
Задание: Представьте, что вы участвуете в обсуждении ниже следующих проблем. Дайте аргументированный ответ на одну из выбранных тем:
1. Оцените поступок раба из стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»
2. Кто виноват в смерти Самсона Вырина?
3. О чем я задумался после прочтения рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»?