Стихотворение н. с. гумилева "заблудившийся трамвай"
4. каковы ритмические особенности стихотворения?
5. какие синтаксические фигуры, с вашей точки зрения, наиболее важны для передачи авторского чувства?

Vetaflyy Vetaflyy    1   10.09.2019 00:33    1

Ответы
zaika787 zaika787  09.09.2020 23:17

4. Каковы ритмические особенности стихотворения?  

    Рифмовка перекрестная. Рифмы нечетных стихов женские, четных – мужские, т.е.четные стихи оканчиваются на ударный слог (неполная стопа), создавая акцент в ритме, так как начале следующего стиха слог также ударный.

    Ритм стихотворения сложный, но он хорошо передает при прочтении стук колес. Каждый стих начинает дактильная стопа. Стопы в стихах не одного размера: трехсложные чередуются с двухсложными. Т.е. часть стиха – дактиль (! - -; Д ), часть – хорей (! -; Х ). Причем нет четкой закономерности. Такой метр называется дольник.  

Шел я по улице незнакомой             ! - - / ! - - / ! - / ! –       Д /Д/Х/Х

И вдруг услышал вороний грай,       ! - - / ! - - / ! - / !          Д/Д/Х/Х

И звоны лютни, и дальние громы,   ! - - / ! - - / ! - - / ! -     Д/Д/Д/Х

Передо мною летел трамвай.            ! - - / ! - - / ! - / !         Д/Д/Х/Х

Как я вскочил на его подножку,        ! - - / ! - - / ! - / ! -      Д/Д/Х/Х

Было загадкою для меня,                   ! - - / ! - - / ! - / !         Д/Д/Х/Х

В воздухе огненную дорожку            ! - - / ! - - / ! - / ! -       Д/Д/Х/Х  

Он оставлял и при свете дня.             ! - - /! - - /! - /!            Д/Д/Х/Х

Мчался он бурей темной, крылатой, ! - - / ! - / ! - / ! - -       Д/Х/Х/Д

Он заблудился в бездне времен…     ! - - / ! - / ! - - / !         Д/Х/Д/Х

Остановите, вагоновожатый,              ! - - / ! - - / ! - - / ! -     Д/Д/Д/Х  

Остановите сейчас вагон.                    ! - - / ! - - / ! - / !         Д/Д/Х/Х

5. Какие синтаксические фигуры, с Вашей точки зрения, наиболее важны для передачи авторского чувства.  

Повтор - остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон – делит стихотворение на смысловые части. Но, если первый раз герой просит остановить вагон, так как он не хочет быть в этом странном трамвае, то во второй он просит остановки, так как нашел место, где хочет быть. И автор подчеркивает эмоциональное напряжение восклицательным знаком.  

Моменты перехода от одной части повествования к другой отделяют многоточия.  

Если в первой части, знакомящей с героем и трамваем, автор применяет точки, а во второй, сюрреалистической, использует риторические вопросы и вопросительные знаки, то в третьей, лирической, ставит восклицательный знак даже там, где должен быть вопросительный. Где же теперь твой голос и тело,/ Может ли быть, что ты умерла!  Автор этим поддерживает уверенность лирического героя, собравшегося служить молебен о здравии Машеньки, в невозможности ее смерти

В стихотворении много инверсий, служащих для создания ритма и интонаций. Также с их поэт заставляет читателя верить, что герой видит все своими глазами. Например, в глаза герою прежде всего бросается огненная дорожка (В воздухе огненную дорожку/ Он оставлял и при свете дня) или облик палача (В красной рубашке, с лицом, как вымя,/Голову срезал палач и мне,)

Растерянность лирического героя и драматизм ситуации передают короткие и разорванные предложения. (Поздно. Вывеска….)

Написанное 100 лет назад стихотворение хорошо передает восприятие Николаем Степановичем Гумилевым духа того времени.  

Н.Гумилев.  

    Заблудившийся трамвай

Шёл я по улице незнакомой  

И вдруг услышал вороний грай,  

И звоны лютни, и дальние громы, —  

Передо мною летел трамвай.  

    Как я вскочил на его подножку,  

   Было загадкою для меня,  

    В воздухе огненную дорожку  

    Он оставлял и при свете дня.  

Мчался он бурей тёмной, крылатой,  

Он заблудился в бездне времён…  

Остановите, вагоновожатый,  

Остановите сейчас вагон.  

   Поздно. Уж мы обогнули стену,  

    Мы проскочили сквозь рощу пальм,  

   Через Неву, через Нил и Сену  

   Мы прогремели по трём мостам.  

И, промелькнув у оконной рамы,  

Бросил нам вслед пытливый взгляд  

Нищий старик, — конечно, тот самый,  

Что умер в Бейруте год назад.  

    Где я? Так томно и так тревожно  

   Сердце моё стучит в ответ:  

   Видишь вокзал, на котором можно  

    В Индию Духа купить билет?  

Вывеска… кровью налитые буквы  

Гласят — зеленная, — знаю, тут  

Вместо капусты и вместо брюквы  

Мёртвые головы продают.  

   В красной рубашке, с лицом, как вымя,  

   Голову срезал палач и мне,  

   Она лежала вместе с другими  

   Здесь, в ящике скользком, на самом дне.  

А в переулке забор дощатый,  

Дом в три окна и серый газон…  

Остановите, вагоновожатый,  

Остановите сейчас вагон!  

    Машенька, ты здесь жила и пела,  

    Мне, жениху, ковёр ткала,  

    Где же теперь твой голос и тело,  

   Может ли быть, что ты умерла!  

Как ты стонала в своей светлице,  

Я же с напудренною косой  

Шёл представляться Императрице  

И не увиделся вновь с тобой.  

    Понял теперь я: наша свобода —  

    Только оттуда бьющий свет,  

    Люди и тени стоят у входа  

    В зоологический сад планет.  

И сразу ветер знакомый и сладкий,  

И за мостом летит на меня  

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.  

    Верной твердынею православья  

    Врезан Исакий в вышине,  

    Там отслужу молебен о здравьи  

    Машеньки и панихиду по мне.  

И всё ж навеки сердце угрюмо,  

И трудно дышать, и больно жить

Машенька, я никогда не думал,  

Что можно так любить и грустить.

1919 г.


Стихотворение н. с. гумилева заблудившийся трамвай 4. каковы ритмические особенности стихотворени
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература