Любимым временем года Фета является весна. Неслучайно, что циклы стихов, посвящённые временам года, располагаются в следующем порядке: «Весна» (23 стихотв.) , «Лето» (5), «Осень» (8) и «Снега» (14). Весна как пора обновлениия интересует Фета больше всего: Фет особенно чувствителен к тем предельным, блаженно-истомным состояниям природы, когда всё в ней рвется за грани, пробуждается для цветения и пения. Поэта также привлекают переходные состояния в природе – смена времён года, смена одного времени суток другим. Каждому времени года у Фета свойственны определённые пространственные обьекты из мира флоры и фауны, по которым часто можно определить время года и в тех стихах, которые не относятся к вышеупомянутым циклам и не содержат в своём названии или тексте прямого названия времени года. Так в "весенних" стихотворениях наблюдается целая вереница зацветающих "душистых" растений: ландыши, плющ, сирень, яблоня, верба, липа, берёза, ива, тополь и дуб.
В стихотворениях о лете преобладают рожь и другие злаки. Увядающие травы, георгины, розы и красные листья клёна становятся символами осени. В зимнем "царстве льдов, царстве вьюг и снега" царствуют вечно-зелёные ели и сосны. Также и отдельные виды птиц закрепляются за определёнными временами года. Соловей олицетворяет весну. Летом на смену песням птиц приходит стрекотание кузнечиков и жужжание жуков. Журавли, синицы и грачи – предвестники осени. Зимой нет движения и песен птиц, лишь ворон каркает и голуби сидят "нахохлившись".
Весна Стихотворение "На Днепре в половодье" Лето Стихотворение "Степь вечером"
Осень Стихотворение "Старый парк"
Зима Стихотворение "На пажитях немых люблю в мороз трескучий... "
В поздней лирике Фета всё меньше изображаются отдельные времена года, преобладают стихотворения, темой которых является (философское) осмысление связи времён. При этом остаётся два контрастных времени года, корреспондирующих с двумя возрастными этапами жизни человека: весна и лето предстают порой цветения, молодости, красоты и радости, осень и зима – порой увядания, старости, невзрачности и уныния. В большинстве таких стихотворений отправной точкой является вторая, холодная и тёмная пора, а первая, тёплая и светлая, присутствует чаще всего в форме воспоминания, значительно реже– в форме надежды на грядущее обновление природы и души человека. Примером стихотворения, в котором центральное место занимают воспоминания лирического героя о "далёком" лете, овладевающие им при взгляде на ночной осенний сад, является "Ночь лазурная смотрит на скошенный луг... "
При сравнении различных времён года в пейзажной лирике Фета очевидно, что самым светлым, динамичным и радостным временем года является весна, независимо от того, изображается ли она отдельно или в сочетании с другими (контрастными) временами года. В то время как свет, краски, звуки и движение присутствуют и в картинах других времён года, хотя и в "приглушённом" виде, наличие запахов ( в форме заполняющего всё пространство благовония) является характерной чертой одной лишь весны. Весне противостоит (по своему влиянию на лирического героя) в первую очередь осень: весеннее пробуждение природы от зимней спячки корреспондирует с обновлением души человека, осеннее же "умирание" природы повергает его в уныние.
циклы стихов, посвящённые временам года, располагаются в следующем
порядке: «Весна» (23 стихотв.) , «Лето» (5), «Осень» (8) и «Снега» (14).
Весна как пора обновлениия интересует Фета больше всего: Фет
особенно чувствителен к тем предельным, блаженно-истомным
состояниям природы, когда всё в ней рвется за грани, пробуждается для
цветения и пения.
Поэта также привлекают
переходные состояния в природе – смена времён года, смена одного
времени суток другим.
Каждому времени года у Фета свойственны определённые
пространственные обьекты из мира флоры и фауны, по которым часто
можно определить время года и в тех стихах, которые не относятся к
вышеупомянутым циклам и не содержат в своём названии или тексте
прямого названия времени года.
Так в "весенних" стихотворениях наблюдается целая вереница
зацветающих "душистых" растений: ландыши, плющ, сирень, яблоня,
верба, липа, берёза, ива, тополь и дуб.
В стихотворениях о лете
преобладают рожь и другие злаки. Увядающие травы, георгины, розы и красные листья клёна становятся символами осени.
В зимнем "царстве
льдов, царстве вьюг и снега" царствуют вечно-зелёные ели и сосны.
Также и отдельные виды птиц закрепляются за определёнными
временами года.
Соловей олицетворяет весну. Летом на смену песням
птиц приходит стрекотание кузнечиков и жужжание жуков. Журавли,
синицы и грачи – предвестники осени.
Зимой нет движения и песен птиц,
лишь ворон каркает и голуби сидят "нахохлившись".
Весна
Стихотворение "На Днепре в половодье"
Лето
Стихотворение "Степь вечером"
Осень
Стихотворение "Старый парк"
Зима
Стихотворение "На пажитях немых люблю в мороз трескучий... "
В поздней лирике Фета всё меньше изображаются отдельные времена
года, преобладают стихотворения, темой которых является (философское) осмысление связи времён. При этом остаётся два контрастных времени
года, корреспондирующих с двумя возрастными этапами жизни человека:
весна и лето предстают порой цветения, молодости, красоты и радости,
осень и зима – порой увядания, старости, невзрачности и уныния.
В большинстве таких стихотворений отправной точкой является вторая,
холодная и тёмная пора, а первая, тёплая и светлая, присутствует чаще
всего в форме воспоминания, значительно реже– в форме надежды на
грядущее обновление природы и души человека.
Примером стихотворения, в котором центральное место занимают
воспоминания лирического героя о "далёком" лете, овладевающие им при
взгляде на ночной осенний сад, является "Ночь лазурная смотрит на
скошенный луг... "
При сравнении различных времён года в пейзажной лирике Фета
очевидно, что самым светлым, динамичным и радостным временем года
является весна, независимо от того, изображается ли она отдельно или в
сочетании с другими (контрастными) временами года. В то время как свет,
краски, звуки и движение присутствуют и в картинах других времён года,
хотя и в "приглушённом" виде, наличие запахов ( в форме заполняющего
всё пространство благовония) является характерной чертой одной лишь
весны. Весне противостоит (по своему влиянию на лирического героя) в
первую очередь осень: весеннее пробуждение природы от зимней спячки
корреспондирует с обновлением души человека, осеннее же "умирание"
природы повергает его в уныние.