сходства между онегиным и печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. и тот и другой – “лишние люди” своего времени. еще в. г. белинский, сравнивая эти два образа, заметил: “несходство их между собой гораздо меньше расстояния между онегою и печорою… печорин – это онегин нашего времени”.
несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, – онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, печорин – во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, – и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. и тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. и пушкинский онегин, и лермонтовский печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения
своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
и онегин и печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. оба они образованны. оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. “но рано чувства в нем остыли”, – говорит пушкин о своем герое. примерно то же самое читаем мы и у лермонтова, где автор сообщает, что у его героя рано “родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой”.
сходства между онегиным и печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. и тот и другой – “лишние люди” своего времени. еще в. г. белинский, сравнивая эти два образа, заметил: “несходство их между собой гораздо меньше расстояния между онегою и печорою… печорин – это онегин нашего времени”.
несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, – онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, печорин – во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, – и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. и тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. и пушкинский онегин, и лермонтовский печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения
своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
и онегин и печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. оба они образованны. оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. “но рано чувства в нем остыли”, – говорит пушкин о своем герое. примерно то же самое читаем мы и у лермонтова, где автор сообщает, что у его героя рано “родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой”.