В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения. Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:
«Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром, И алчную землю поила дождем» .
Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания. У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» . В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем. В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» . А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» . Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его. ...Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести. Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.
Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:
«Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром,
И алчную землю поила дождем» .
Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .
В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
...Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.