В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы. В таких ранних произведениях Пушкина, как "Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Сраженный рыцарь" (1815), "Осеннее утро" (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в "Воспоминаниях в Царском Селе". По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: "золотая луна", "блистает бледный день", тихая луна, "как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках"; многочисленные метафоры: "с неба уже скатилась ночи тень", "но утро денница выводит", "чуть дышит ветерок, уснувший на листах", "навис покров угрюмой нощи"; высокий слог и архаизмы: "денница", "нощь". Иногда в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией: "Там в тихом озере плескаются наяды..." Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях - роль вступлений: Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес... е отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского: Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикий садик мой И скромную семьи моей обитель! Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статичность и неподвижность.
В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы.
В таких ранних произведениях Пушкина, как "Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Сраженный рыцарь" (1815), "Осеннее утро" (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в "Воспоминаниях в Царском Селе". По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: "золотая луна", "блистает бледный день", тихая луна, "как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках"; многочисленные метафоры: "с неба уже скатилась ночи тень", "но утро денница выводит", "чуть дышит ветерок, уснувший на листах", "навис покров угрюмой нощи"; высокий слог и архаизмы: "денница", "нощь".
Иногда в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией: "Там в тихом озере плескаются наяды..." Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях - роль вступлений:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес...
е отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статичность и неподвижность.