Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.
За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной грудью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев...».
Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одновременно в противоборстве между собой. Пейзаж Кавказа вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Такое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами обители, и вот он на свободе. В дикой природе юноша видит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
М. Ю. Лермонтов наделяет героя понимать, видеть, тонко чувствовать и любить природу, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаждается живописным пейзажем, отдыхая от мрака монастыря.
Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.
За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной грудью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев...».
Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одновременно в противоборстве между собой. Пейзаж Кавказа вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Такое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами обители, и вот он на свободе. В дикой природе юноша видит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
М. Ю. Лермонтов наделяет героя понимать, видеть, тонко чувствовать и любить природу, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаждается живописным пейзажем, отдыхая от мрака монастыря.