Составить план пересказа темы статьи:
Тема: Образ-переживание.
1. «Учимся читать»
Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для
этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое
ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать
всякое слово его…
Н. В. Гоголь
Вы умеете читать? «Конечно, – скажете вы, – научились еще в начальной
школе!» Тогда ответьте на несколько во Объясните, зачем Пушкин так выразился: «И синего моря обманчивый вал /
В часы роковой непогоды, / И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят
победителя годы».
Может, лучше было бы сказать, что князь не утонет в море и не
погибнет в бою или от руки предателя? Тем более что сам же Пушкин в
статье 1822 года «О прозе» критиковал писателей, которые, вместо того
чтобы сказать рано поутру, «пишут: Едва первые лучи восходящего солнца
озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве
оно лучше потому только, что длиннее». Если вы скажете, что поэт
употребил тропы, потому что это художественное лирическое произведение,
то это неверно. Сам же Пушкин в статье «Отрывки из писем,
мысли и замечания», напечатанной в альманахе «Северные цветы» за 1828
год, писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то
слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Есть
немало лирических произведений, где никаких тропов (слов в переносном
значении) нет или почти нет, например пушкинское «Я вас любил…». А
вместе с тем слова в переносном значении можно встретить и в научном
тексте: склонение существительных, наклонение глагола, корень слова.
Значит, чтобы объяснить смысл приведенных выражений из «Песни о вещем
Олеге», надо понять, в чем их сообразность, почему для выражения
определенной мысли поэту понадобились такие метонимии. И тогда они
станут для вас художественными образами.
Еще во Почему торжествует крестьянин и что он делает: «Зима. Крестьянин,
торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»?
Какое время суток изображено в строках поэмы «Руслан и Людмила»: «Уж
утрохладное сияло / На темени полнощныхгор»?
Отчего Пушкин написал: «Навстречу северной Авроры…»? Что это –
ошибка? Ведь наречие навстречу требует слова в дательном падеже –
«Авроре».
Почему у Пушкина сказано: «Златая цепь на дубетом…» – а в народной
песенке: «Сидит ворон на дубу»? Почему Пушкин пишет: «Из темного
лесанавстречу ему / Идет вдохновенный кудесник…» – а Некрасов:
«Однажды в студеную зимнюю пору / Я из лесувышел…»? В каком-то из
текстов ошибка или употребление разных форм падежных окончаний имеет
определенный смысл?
Чтобы ответить на эти во надо глубоко проникнуть в смысл
произведения, то есть уметь читать. Читать не как гоголевский Петрушка,
которому нравился сам процесс чтения, когда «из букв вечно выходит какое-
нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».
Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину
жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал
лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. А для этого необходимо
почувствовать красоту и выразительность поэтического языка: не отметить эпитет, а восхититься его точностью, которая представить
предмет; не обнаружить удачную метафору, а понять, почему именно
ее автор использовал, какую мысль передал благодаря этому тропу. Ведь все
образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов,
соединенных в предложения. И задача читателя – научиться проникать через
словесную ткань в глубину смысла.
( в комментах продолжение)
Умоляю