Составить конспект лекции а. архангельского по романтизму:
у направления есть манифест – документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.

классицизм, в отличие от сентиментализма, был не просто направлением в искусстве, это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.
в конце xviii столетия в университетском городе йена собрался
кружок молодых интеллектуалов: сказочники новалис и тик, философы шеллинг и шлегель. они обсуждали события в европе. связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в . именно там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.

от какого слова происходит слово «романтизм»?

романтизм – художественное направление в культуре конца xviii – начала xix в.

роман – крупная эпическая форма. романы писались на современных языках, не на латыни (см. рис. 1).

в 1789-м году во франции произошла великая революция – политическое событие, переворот в отношениях между сословиями, в распределении власти. революция перевернула представление людей о естественном ходе человеческой , об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо.
рис. 1. происхождение слова «романтизм»

романтизм как направление связан с современным состоянием культуры.

как революция взорвала социальные, политические отношения, так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.

в другом университетском городе гейдельберге в начале xix века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.

романтики-гейдельбергцы, в отличие от йенцев, понимали, что как революция несла кровопролитие, так и романтизм создаст не только светлое начало, но и поставит перед человеком неразрешимые .

человек до романтической эпохи думал, что жизнь размеренна, предопределена традицией.

в романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека (см. рис. 2).
романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. мир раздваивается на обыденность и мечту. человек живет двойной жизнью.

романтическое двоемирие – ощущение глубокого разрыва между идеалом, мечтой и действительностью, между миром идеальным и миром материальным.

поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.

в культуры бывает, что люди, живущие в разных точках мира,

приходят к одинаковым , реагируя на внешние вызовы. отправной точкой была революция, перевернувшая представление об и

современности. ответом стало новое направление в культуре, которое обернулось целой эпохой.

особенности гейдельбергского романтизма:

ирония, связывающая мечту и обыденность;
двойничество как участь духовно развитого человека;
двойственность как единственно возможное состояние мира;
опора на опыт фольклора.
трудно представить, что когда-то образованные европейцы фольклор не ценили. во времена классицизма отвергалось все народное, неуравновешенное. романтизм заново открывает фольклор.

романтики, сказочники братья гримм (см. рис. 3) собирают и публикуют народное творчество.
фольклор становится источником сюжетов, сказок.

романтизм в области сказок создал непререкаемые образцы.

один из величайших европейских писателей эрнст теодор гофман (см. рис. 4) написал сказки, которые перечитываются неоднократно: «крошка цахес», «золотой горшок» и другие.

в это же время в возникает «озерная школа». несколько поэтов, которые не знают о существовании гейдельбергских и йенских романтиков, приходят к тем же . классические образцы в искусстве больше не действуют, поэт должен ориентироваться на свою интуицию, свое впечатление, должен сосредоточиться на тонких переживаниях своей души. поменяться должен и поэтический язык.

язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.

язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.

романтизм захватывает живопись, театр и музыку.

величайший европейский композитор бетховен создает образцовую романтическую музыку.

романтическая личность:

бросает вывоз окружающей действительности;
находится в конфликте с обществом;
ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;
устремляется в будущее.
романтический тип личности станет предметом художественного исследования в . об этом будем говорить в следующий раз, на примере мировоззренческой просветительской комедии александра сергеевича грибоедова «горе от ума», в центре которой – романтическая личность.

матвей468 матвей468    2   18.11.2019 13:56    2

Ответы
akimovilya20 akimovilya20  10.10.2020 13:59

Манифест литературного направления - документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.  

Классицизм - это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.

В конце XVIII столетия в  городе Йена собрался  кружок молодых интеллектуалов: сказочники Новалис и Тик, философы Шеллинг и Шлегель. Они связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в литературу. Там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.  

Романтизм – художественное направление в культуре конца XVIII – начала XIX в.  

Роман – крупная эпическая форма. Романы писались на современных языках, не на латыни.

В 1789-м году во Франции произошла великая революци, которая  перевернула представление людей о естественном ходе человеческой истории, об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо.  Так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. Направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.

В  городе Гейдельберге в начале XIX века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.

Романтики-гейдельбергцы понимали, что романтизм с поставит перед человеком неразрешимые задачи.  

В романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека

Романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. Мир раздваивается на обыденность и мечту. Человек живет двойной жизнью.

Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. Романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.

Особенности гейдельбергского романтизма:  

ирония, связывающая мечту и обыденность;

двойничество как участь духовно развитого человека;

двойственность как единственно возможное состояние мира;

опора на опыт фольклора.

Романтизм заново открывает фольклор.  

Сказочники братья Гримм  собирают и публикуют немецкое народное творчество.  Фольклор становится источником сюжетов, сказок.

 Эрнст Теодор Гофман  написал сказки «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и другие.

В  Англии возникает «озерная школа».  

Язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.

Язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.

Романтизм захватывает живопись, театр и музыку.

Величайший  композитор Бетховен создает романтическую музыку.

Романтическая личность:  

бросает вывоз окружающей действительности;

находится в конфликте с обществом;

ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;

устремляется в будущее.

Романтический тип личности станет предметом художественного исследования в литературе.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература