В Драме В арсенале автора лишь реплики героев. Через речь автор должен показать характер своего персонажа. Сам автор присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из выражения авторской позиции в тексте. Например, в драме М. Горького "На дне" авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу. • Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Например, в пьесе Грибоедова "Горе от ума" герои - Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов - фамилия, произошедшая от английского "фэймос", что означает "знаменитый". Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб - всегда приветлив и нарочито учтив. • Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н. Островского "Гроза" таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: "Жестокие нравы, сударь, в вашем городе".
В Лирике В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Например, стихотворение Блока "Фабрика". Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово "жолтый". Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.
В романе В центре изображения таких произведений всегда какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст. Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах. В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева "Отцы и дети". Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова. Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек - работник.
Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.
В арсенале автора лишь реплики героев. Через речь автор должен показать характер своего персонажа. Сам автор присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из выражения авторской позиции в тексте.
Например, в драме М. Горького "На дне" авторская позиция по отношению к
жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.
• Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии.
Например, в пьесе Грибоедова "Горе от ума" герои - Фамусов, Молчалин, Скалозуб.
Фамусов - фамилия, произошедшая от английского "фэймос", что означает "знаменитый". Молчалин и вправду старается
молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб - всегда приветлив и нарочито учтив.
• Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора.
Например, в драме А. Н. Островского "Гроза" таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: "Жестокие нравы, сударь, в вашем городе".
В Лирике
В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Например, стихотворение Блока "Фабрика". Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово "жолтый". Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.
В романе
В центре изображения таких произведений всегда какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.
Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа.
Один из самых популярных к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления.
В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.
В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева "Отцы и дети".
Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова. Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек - работник.
Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики.
Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня.
Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.