Сократите этот текст: / а. с. грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит чацкого к столкновению с фамусовским обществом. события 3-го действия комедии , что чацкий - жертва, жертва поневоле. слово, сплетня, людская молва сыграли в его судьбе роковую роль. так обмолвка софьи, затем – "убедительнейшие" подробности лгунишки загорецкого и, наконец, религиозно-политические обвинения глухой графини как ярчайшее воплощение "логики" фамусовского общества – все это к тому, что чацкий был объявлен сумасшедшим. третье действие комедии происходит в доме фамусова, в доме, где "все двери настежь". чего, кстати, не скажешь, о людях, об их мыслях, чув-ствах и намерениях. слух о сумасшествии чацкого возник как бы невзначай. просто госпо-дин n вовремя оказался рядом с софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: "он не в своем уме". так можно сказать в шутку, и не стоило принимать эти слова за истину. но нет, ведь это сказано о чацком, а он всем "насолил". и поэтому с большим удовольствием господин n подхватывает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. безымянные гости на званном вечере исполняют роль малоприметную, но зловещую. это роль разносчиков сплетни о сумасшествии чацкого. а. с. грибоедов тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни – ее зарождение, распространение и превращение в очернительную ложь. идет своего рода игра – словами, , недомолвками. софья молчит, отвечает уклончиво, не сразу, прежде чем подтвердить, что чацкий сумасшедший. ее поведение оправдано, и складывается ощущение, что она ждет какую-то ниточку, которая свяжет все последующие события. и она появляется в форме вопроса: "однако есть приметы? " ответ софьи – начало конца чацкого. удивительно, с какой быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. и все они моментально объединяются этим слухом, так как чацкий – опасный человек. наконец софья решается: "мне кажется". так зарождается сплетня о чацком. вернее, это заведомая ложь, отданная в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. и что важно: возникнув, она теряет авторство, становится оружием для всех. никому не нужно знать, откуда поползли слухи; вероятно, на это и рассчитывала софья. следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является загорецкий, для которого переносить – дело привычное и увлекательное. он с радостью восклицает: "с ума сошел! " грибоедов маленькими штришками дополняет, уточняет, расцвечивает подробностями весть: "помню", "знаю", "слышал". начиная с загорецкого, сплетня становится легальной. старая графиня, будучи глуховатой, перевирает слова . это как игра в испорченный телефон. да, это смешно, если б не было трагично. и это трагичное – искажение смысла услышанного. все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить, провозгласить весть о сумасшествии чацкого. эта авторская задумка, продуманная во всех деталях, поражает своей логичностью и безукоризненным воплощением во всем: слове, жесте, паузе. графиня хлёстова произносит: с ума сошел покорно! графиня – самый влиятельный, сановный гость фамусова. а то, что она обращается к софье, неважно. создается ощущение, что автор устами хлёстовой (какая говорящая фамилия! ) обращается к нам с тем, чтоб показать, какой нравственный урок можно извлечь из этой жизненной . все верят в это.
деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским
обществом.
События 3-го действия комедии подтверждают, что Чацкий - жертва, жертва
поневоле. Слово, сплетня, людская молва сыграли в его судьбе роковую роль.
Так обмолвка Софьи привела к тому, что Чацкий был объявлен сумасшедшим.
Третье действие комедии происходит в доме Фамусова, в доме, где "все двери настежь".
Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай. Просто госпо-дин N вовремя оказался рядом с Софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: "Он не в своем уме".
С большим удовольствием господин N подхватывает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. Безымянные гости на званном вечере исполняют роль малоприметную, но зловещую. Это роль разносчиков сплетни о сумасшествии Чацкого.
А. С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни – ее зарождение, распространение и
превращение в очернительную ложь.
Удивительно, с какой быстротой слух о сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они моментально объединяются этим слухом, так как Чацкий – опасный человек.
Наконец Софья решается: "Мне кажется". Так зарождается сплетня о Чацком. Вернее, это заведомая ложь, отданная в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. И что важно: возникнув, она теряет авторство, становится оружием для всех. Никому не нужно знать, откуда поползли слухи; вероятно, на это и рассчитывала Софья.
Следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого переносить – дело привычное и увлекательное. Он с радостью восклицает: "С ума сошел! "
Старая графиня, будучи глуховатой, перевирает слова . Это как игра в испорченный телефон. Да, это смешно, если б не было трагично. И это трагичное – искажение смысла услышанного.
Все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить,
провозгласить весть о сумасшествии Чацкого. Эта авторская задумка, продуманная во всех деталях, поражает своей логичностью и безукоризненным воплощением во всем: слове, жесте, паузе.
Создается ощущение, что автор устами Хлёстовой (какая говорящая фамилия! ) обращается к нам с тем, чтоб показать, какой нравственный урок можно извлечь из этой жизненной истории.
Все верят в это.