Сократить текст 35 название поэмы, особая роль в ней медного всадника, памятника петру i на сенатской площади петербурга, свидетельствуют о философском подходе пушкина к освещению . фигура петра символизирует государственную мощь, а конь под ним – вздернутую державной уздой россию.

во вступлении пушкин славит дело петра, олицетворенное в красоте и величии созданной им новой столицы. но мажорное вступление, достигнув торжества, внезапно обрывается на драматической ноте: «была ужасная пора…». за внешним благообразием и стройностью начинает шевелиться обузданный, но готовый вырваться из плена хаос. как продолжение печального воя ветра над омраченным петроградом, из его тревожных, волнующихся стихий появляется в «петербургской повести» фигура евгения, мелкого чиновника, мечтающего о служебной карьере, о семейной идиллии с будущей женой, юной невестой парашей. поэт описывает огромный город, его могучего основателя петра на бронзовом коне и маленького бедного евгения. и все они подвергаются страшному испытанию.

«божья стихия» несет разрушения городу, хотя медный всадник выдерживает ее напор. евгения же она повергает в непоправимую беду: наводнение сметает домик параши и разрушает его идиллические мечты. евгений сходит с ума, и в сознании «безумца» виновник случившегося – петр, построивший город «под морем» и не сумевший обуздать бушующую стихию. возникает один из вечных в конфликтов – власть и личность, процесс и судьба «частного» человека в нем.

пушкин не отдает в этом конфликте предпочтения ни государственному (петр), ни личному (евгений) началу. высший смысл прогресса должен заключаться в их гармонии. в трактовке «мятежа» евгения иногда усматривается бунт частного против общего во имя торжества частного. но современный исследователь поэмы ю. борев полагает, что «идея личного счастья не только «частное» дело евгения, но и «всеобщее» дело, так как этот герой представляет самые широкие слои «третьего сословия». судьба евгения – судьба народная. и если он несчастлив и о его жизненных интересах не заботится царь, то он не заботится и о тысяче подобных».

в поэме ставится вопрос о цене прогресса. оправдано ли строительство петербурга, созидание мощной государственности без учета и за счет интересов «маленького человека» – евгения?

однако содержание «медного всадника» этим кругом идей не ограничивается. дело в том, что и евгений, бунтующий против петра, является человеком петровской эпохи . пушкин не щадит не только «медного истукана» петра, но и бедного дворянина, давно забывшего о том, кто он и откуда он. пушкин рассказывает, что евгений – отпрыск древнего боярского рода, что имена его дедов, прадедов и пращуров звучали в « государства российского» карамзина. «безродный» и «беспамятный» евгений у пушкина – прямое детище петровских преобразований, нарушивших связь времен.

в набросках письма к чаадаеву 1836 года пушкин петра в расправе над дворянской аристократией, бывшей опорой трона и контролировавшей действия государя. петр «уничтожил, укоротил» дворянство, опубликовав «табель о рангах» и допустив в дворянское сословие людей случайных, неродовитых, сделавших карьеру на государственной службе, но лишенных высоких нравственных достоинств и фамильных преданий, укреплявших патриотизм. более ста лет дворянское сословие размывается притоком в него неродовитого, демократического элемента и теряет свою культурную, стабилизирующую роль в системе российской государственности. а ведь самодержавие без такой опоры и духовного контроля, как об этом писал еще юный пушкин, катастрофически вырождается в самовластие.

заметим, что пушкин здесь опирается на взгляды карамзина: как только самодержавие склоняется к самовластию, неминуемо и неотвратимо провидение наказывает властителя подъемом стихийных народных мятежей.

восхищение здесь граничит с ужасом, гордость державного властителя - с гордыней, так как россия-то вздернута им над бездной. и теперь пушкин с тревогой думает о том, куда скачет конь взнузданной петром государственности и какова его дальнейшая судьба.

ответственность за россию в поэме пушкина несет не только петр великий, но и евгений, «маленький» представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый груз государственных забот. кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. не только в безумии евгения, но и в этом – реалистический смысл фантастической картины ожившего медного всадника, преследующего евгения.

не только самовластие петра, но и измена евгения своему призванию спровоцировали катастрофу. в буйстве стихий бессильно выглядит самовластная государственность и теряет надежды евгений. обе ветви державной власти терпят наказание.

не случайно в 1830-е годы пушкин бился над проблемой возрождения культурной дворянской аристократии. он пророчески чувствовал, что с её падением неминуем крах российской государственности.

Angelina8672 Angelina8672    2   11.09.2019 17:11    1

Другие вопросы по теме Литература