« На главную Uznaem-kak.ru / Языкознание / Сочинения по литературе / Обзор "Повесть “Шинель” – сочинение по “Шинель” Гоголь Н. В"
Повесть “Шинель” – сочинение по “Шинель” Гоголь Н. В
Повесть «Шинель», начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя. Ее тема – положение «маленького человека», а идея – «духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества». Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник». То есть статский чиновник 9го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана.
«Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он – жертва обстоятельств. Его имя в переводе с греческого означает «незлобивый».
Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами. Акакий Акакиевич принадлежит к литературносоциальному типу «маленького человека», занимавшему русских писателей 18301840х годов. Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни.
И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы), так и в богатой части города. Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности.
У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений. Жизненная катастрофа героя определена как , равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки. Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду.
Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести. Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.
Бой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.
« На главную Uznaem-kak.ru / Языкознание / Сочинения по литературе / Обзор "Повесть “Шинель” – сочинение по “Шинель” Гоголь Н. В"
Повесть “Шинель” – сочинение по “Шинель” Гоголь Н. В
Повесть «Шинель», начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя. Ее тема – положение «маленького человека», а идея – «духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества». Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник». То есть статский чиновник 9го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана.
«Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он – жертва обстоятельств. Его имя в переводе с греческого означает «незлобивый».
Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами. Акакий Акакиевич принадлежит к литературносоциальному типу «маленького человека», занимавшему русских писателей 18301840х годов. Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни.
И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы), так и в богатой части города. Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности.
У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений. Жизненная катастрофа героя определена как , равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки. Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду.
Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести. Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.
Бой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.