Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной Д. С. Лихачев.
Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной. Русская литература по своей внутренней устремленности всегда была нравственной. В произведениях одних авторов мы встречаем православные образы; тексты других писателей вроде бы не касаются церковных тем, «но их произведения пронизаны духом нравственности, их мировоззрение, их понимание добра и зла совпадают с христианской картиной мира. Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры». Д. С. Лихачев говорит об огромном влиянии литературы на духовность и нравственность русского человека. Безусловно, в настоящее время литература пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. Как писал Д. С. Лихачев: «Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей». Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была «единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа…».
Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной Д. С. Лихачев.
Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной. Русская литература по своей внутренней устремленности всегда была нравственной. В произведениях одних авторов мы встречаем православные образы; тексты других писателей вроде бы не касаются церковных тем, «но их произведения пронизаны духом нравственности, их мировоззрение, их понимание добра и зла совпадают с христианской картиной мира. Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры». Д. С. Лихачев говорит об огромном влиянии литературы на духовность и нравственность русского человека. Безусловно, в настоящее время литература пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. Как писал Д. С. Лихачев: «Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей». Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была «единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа…».