а. в. дружинин: " у г. тургенева достоинство, неразъясненное его ценителями. да, г. тургенев, слабый в смысле объективного творчества, имеет одну особенность, в которой он сиден и неизъяснимо привлекателен. особенность эта есть ничто другое, как высокое поэтическое дарование, с которым сам его обладать до сих пор еще совладать не в силах. [то есть дружинин] смотрим на тургенева не как на современного поучителя, не как на скептика и создателя живых типов, но как на тонкого и истинного поэта, свои создания в прозаической и, по временам, весьма неровной форме. < > картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных - тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных писателей. < > положение его в нашей может называться вполне почетным положением. его каждое слово внимательно слушается, - ни один из его поэтических порывов не проходит без отзыва. < > в круге современных нам писателей имеются лица, превосходящие нашего автора по таланту, но по тонкости и блеску своего образования г. тургенев не имеет между ними соперника. его произведения полны мыслями, оригинальными , отражениями разнохарактернейших и разнообразнейших теорий, прежде господствовавших в и поныне не утративший своего значения." (а. в. дружинин, "повести и рассказы и. с. тургенева", 1857 г.) л. н. толстой: "я ничего не пишу о тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. я и всегда любил его, но после его смерти только оценил его как следует. уверен, что вы видите значение тургенева в том же, в чем и я, и потому радуюсь вашей работе. не могу, однако, удержаться не сказать то, что я думал о нем. главное в нем - это его правдивость. по-моему, в каждом произведении словесном (включая и художественное) есть три фактора: 1) кто и какой человек говорит; 2) как - хорошо или дурно - он говорит, и 3) говорит ли он то, что думает, и совершенно то, что думает и чувствует. различные сочетания этих 3-х факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой. тургенев - прекрасный человек (не глубокий, слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то самое, то, что он думает и чувствует. редко сходятся так благоприятно эти три фактора, и больше нельзя требовать от человека, и потому воздействие тургенева на нашу было самое хорошее и плодотворное. он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. ему нечего было бояться." (л. н. толстой - а. н. пыпину, 10 января 1884 г.) и. а. гончаров: ", создавший в "записках охотника" ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда! "
а. в. дружинин: " у г. тургенева достоинство, неразъясненное его ценителями. да, г. тургенев, слабый в смысле объективного творчества, имеет одну особенность, в которой он сиден и неизъяснимо привлекателен. особенность эта есть ничто другое, как высокое поэтическое дарование, с которым сам его обладать до сих пор еще совладать не в силах. [то есть дружинин] смотрим на тургенева не как на современного поучителя, не как на скептика и создателя живых типов, но как на тонкого и истинного поэта, свои создания в прозаической и, по временам, весьма неровной форме. < > картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных - тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных писателей. < > положение его в нашей может называться вполне почетным положением. его каждое слово внимательно слушается, - ни один из его поэтических порывов не проходит без отзыва. < > в круге современных нам писателей имеются лица, превосходящие нашего автора по таланту, но по тонкости и блеску своего образования г. тургенев не имеет между ними соперника. его произведения полны мыслями, оригинальными , отражениями разнохарактернейших и разнообразнейших теорий, прежде господствовавших в и поныне не утративший своего значения." (а. в. дружинин, "повести и рассказы и. с. тургенева", 1857 г.) л. н. толстой: "я ничего не пишу о тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. я и всегда любил его, но после его смерти только оценил его как следует. уверен, что вы видите значение тургенева в том же, в чем и я, и потому радуюсь вашей работе. не могу, однако, удержаться не сказать то, что я думал о нем. главное в нем - это его правдивость. по-моему, в каждом произведении словесном (включая и художественное) есть три фактора: 1) кто и какой человек говорит; 2) как - хорошо или дурно - он говорит, и 3) говорит ли он то, что думает, и совершенно то, что думает и чувствует. различные сочетания этих 3-х факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой. тургенев - прекрасный человек (не глубокий, слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то самое, то, что он думает и чувствует. редко сходятся так благоприятно эти три фактора, и больше нельзя требовать от человека, и потому воздействие тургенева на нашу было самое хорошее и плодотворное. он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. ему нечего было бояться." (л. н. толстой - а. н. пыпину, 10 января 1884 г.) и. а. гончаров: ", создавший в "записках охотника" ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда! "
источник:
© literaturus.ru : мир