Первые произведения м.горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, гуманизмом. горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. наряду с этим писатель должен показывать, какими они должны быть. романтические образы горького будили мысль и чувства, звали людей к изменению действительности. одно из наиболее яркий произведений этого писателя – «старуха изергиль», написанное в 1895 году. сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования и низменность эгоизма. повествование рассказа ведется от лица старухи изергиль, молодость которой прошла в тяжелом труде. но героиня любила жизнь, не жалея, тратила свои силы. изергиль выступает в рассказе как представитель и выразитель мнения простого народа, который не умом, а сердцем чувствует, в чем подлинный смысл человеческой жизни. изергиль умела постоять за себя, но умела и жертвовать собой. рискуя жизнью, она освобождает попавших в плен борцов за освобождение польши. с восхищением говорит она о поляке, который сражался за освобождение греции от турецкого ига. «в жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, - говорит изергиль. – и те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней». это утверждение – главное в повествовании старухи, и горький неоднократно провозглашает его. в рассказе «об одном поэте» его герой говорит: «нужны подвиги! нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». именно такие чувства в читателе рассказанные изергиль легенды о ларре и данко. легенда о ларре осуждает эгоизм. ларра «был ловок, хищен, силен, жесток», он презирал людей и думал, что может обойтись без них. но даже для него одиночество оказалось невыносимым: отвергнутый всеми, герой стал искать смерти и мечтал о ней, как об избавлении от мук. одиночество страшнее смерти, это самое страшное наказание для человека, ибо жизнь вне человеческого общества бессмысленна. служение обществу – подлинный смысл жизни человека. отдать жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное каждому. эту мысль утверждает легенда о горящем сердце данко. он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни. в противопоставлении ларры и данко заключена основная идея рассказа. горький показал двух по своим личным качествам героев. оба они – гордые, смелые, сильные и красивые. но эти качества еще не определяют величия человека. главное значение имеет отношение человека к другим людям. ларру они не интересуют. судившие его люди «увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого. всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрек себя». а данко – сын своего народа. его глубоко волнуют судьбы людей. данко видит, что они бывают слабыми и , старается вдохнуть в них энергию. он видит, что люди бывают несправедливыми и по-звериному жестокими. но не озлобление на людей, а горячая печаль охватывает его сердце, и ему еще сильнее хочется людям, спасти их. образ данко в легенде построен на контрасте. волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. и тогда он сердцем своим осветил путь людям. своей героической смертью данко утвердил бессмертие подвига. подвиг есть следствие огромной любви к окружающим. люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», а данко «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». в образе данко горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.