Перед Гамлетом мир предстает как «дикий сад, заросший сорняком» , в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось «вселенское» по масштабу зло: «бесплодны все мне кажутся дела на этом свете» ; «из людей меня не радует ни один» . Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека « порчу» : его природа становилась «больной» . Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека — стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти «порочные добродетели» порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце. Яркий образ человека, чья природа извращена, — король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену. Принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно. Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:
* Глядящий вперед и вспять, вложил в нас * Не для того богоподобный разум, * Чтоб праздно плесневел он…
Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.
Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека « порчу» : его природа становилась «больной» . Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека — стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти «порочные добродетели» порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.
Яркий образ человека, чья природа извращена, — король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака.
В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену.
Принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно.
Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:
* Глядящий вперед и вспять, вложил в нас
* Не для того богоподобный разум,
* Чтоб праздно плесневел он…
Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.