комедия “горе от ума” держится каким-то особняком в и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.
главная роль в комедии “горе от ума”, конечно, — роль чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, , картина нравов.
можно было бы подумать, что грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. но чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. речь его кипит остроумием. у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. однако о чацком многие недоумевают: что он такое?
фамусов говорит о чацком: “он славно пишет, переводит”. он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему.
“служить бы рад, — прислуживаться тошно! ” — намекает он сам.
он любит серьезно, видя в софье будущую жену.
чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает молчалина, не видит в нем достойного соперника. для чацкого молчалин — полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. а. с. пушкин писал: “между мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость чацкого в любви софьи к молчалину — прелестна! — и как натурально! вот на нем должна была вертеться вся ”
черты характера и мировоззрения грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “горе от ума”, прежде всего в образе чацкого. в этом образе грибоедов впервые показал “нового человека”. это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен чацкий, он противопоставлен миру фамусовых, скалозубов, молчалиных и за-горецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
комедия грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. с понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. именно ум чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне фамусовых, молчалиных, скалозубов, загорецких. глубочайший смысл комедии грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
так кто же все-таки чацкий? я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из москвы, в идейном и моральном плане чацкий остается победителем. это и слова и. а. гончарова: “чацкий сломлен количеством старой силы. нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”
комедия “горе от ума” держится каким-то особняком в и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.
главная роль в комедии “горе от ума”, конечно, — роль чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, , картина нравов.
можно было бы подумать, что грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. но чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. речь его кипит остроумием. у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. однако о чацком многие недоумевают: что он такое?
фамусов говорит о чацком: “он славно пишет, переводит”. он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему.
“служить бы рад, — прислуживаться тошно! ” — намекает он сам.
он любит серьезно, видя в софье будущую жену.
чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает молчалина, не видит в нем достойного соперника. для чацкого молчалин — полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. а. с. пушкин писал: “между мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость чацкого в любви софьи к молчалину — прелестна! — и как натурально! вот на нем должна была вертеться вся ”
черты характера и мировоззрения грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “горе от ума”, прежде всего в образе чацкого. в этом образе грибоедов впервые показал “нового человека”. это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен чацкий, он противопоставлен миру фамусовых, скалозубов, молчалиных и за-горецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
комедия грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. с понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. именно ум чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне фамусовых, молчалиных, скалозубов, загорецких. глубочайший смысл комедии грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
так кто же все-таки чацкий? я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из москвы, в идейном и моральном плане чацкий остается победителем. это и слова и. а. гончарова: “чацкий сломлен количеством старой силы. нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”