«…Минута, и стихи свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это ключевое слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь:
Блистательна, полувоздушна,
смычку волшебному послушна...
— это не балерина, а чистая Муза свободной поэзии «вдруг летит, летит как пух от уст Эола». Среди множества тех «неведомых дорожек»-, которые исследовал Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях было магистральным направлением его творчества. Уже в 1814 голу юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении «К сестре» вскользь затрагивает тему свободы. Он представляет себя узником, который продолжает жить только потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу:
Фантазия, тобою
Одной я награжден,
Тобою принесенный
К волшебной Ипокрене,
И в келье я блажен.
В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой теме: «По прихоти своей скитаться здесь и там,— скажет поэт в тридцать семь лет, — и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья».
В конце восемнадцатого-девятнадцатого веков из европейской литературы но всему миру разлетелось возбуждающее поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих вдохновляющих идей. Романтические символы свободы — постоянные спутники его поэзии. Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит «волны на просторе», «свободны)! океан».
Это пора неукротимого максимализма, особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы общественной поэт ждет, как «любовник молодой минуты верного свиданья».
Но мудрое взросление приходит быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность размышлений поэта о свободе: «Храните гордое терпенье,— пишет Александр Сергеевич в послании к декабристам,— не пропадет ваш скорбный труд…»
Мудрые слова — «терпенье» и «труд» — теперь стоят рядом с понятием «свобода». И пейзажи в поэзии Пушкина изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной природы:
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, па тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Мы понимаем, что стремление к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое свободное человеческое чувство - Любовь. Ничто не может ограничить свободу Любви. Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский подход в сочинении «Кн. Голицыной, посылая ей оду "Вольность"»:
Простой воспитанник природы,
Так я, бываю, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?., слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Полную, ничем не ограниченную свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всели нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому…
Анализируя стихотворные произведения А. С. Пушкина, я прихожу к выводу, что он ни разу ние ошибался, когда говорил о свободе. Поэт просто в разное время стоял на разных ступенях лестницы, ведущей к Истинной Свободе. И все эти ступени важны для человека, ни одну из них нельзя пропускать:
— К свободе должно стремиться!
— За свободу нужно бороться, потому что она бывает дороже жизни!
— В редких случаях свободой можно пожертвовать, например в любви.
Но главное, чему учит поэзия Пушкина,— это поиску свободы внутри себя, творческому поиску Истинной Свободы человеческой личности:
«…Минута, и стихи свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это ключевое слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь:
Блистательна, полувоздушна,
смычку волшебному послушна...
— это не балерина, а чистая Муза свободной поэзии «вдруг летит, летит как пух от уст Эола». Среди множества тех «неведомых дорожек»-, которые исследовал Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях было магистральным направлением его творчества. Уже в 1814 голу юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении «К сестре» вскользь затрагивает тему свободы. Он представляет себя узником, который продолжает жить только потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу:
Фантазия, тобою
Одной я награжден,
Тобою принесенный
К волшебной Ипокрене,
И в келье я блажен.
В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой теме: «По прихоти своей скитаться здесь и там,— скажет поэт в тридцать семь лет, — и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья».
В конце восемнадцатого-девятнадцатого веков из европейской литературы но всему миру разлетелось возбуждающее поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих вдохновляющих идей. Романтические символы свободы — постоянные спутники его поэзии. Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит «волны на просторе», «свободны)! океан».
Это пора неукротимого максимализма, особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы общественной поэт ждет, как «любовник молодой минуты верного свиданья».
Но мудрое взросление приходит быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность размышлений поэта о свободе: «Храните гордое терпенье,— пишет Александр Сергеевич в послании к декабристам,— не пропадет ваш скорбный труд…»
Мудрые слова — «терпенье» и «труд» — теперь стоят рядом с понятием «свобода». И пейзажи в поэзии Пушкина изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной природы:
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, па тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Мы понимаем, что стремление к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое свободное человеческое чувство - Любовь. Ничто не может ограничить свободу Любви. Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский подход в сочинении «Кн. Голицыной, посылая ей оду "Вольность"»:
Простой воспитанник природы,
Так я, бываю, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?., слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Полную, ничем не ограниченную свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всели нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому…
Анализируя стихотворные произведения А. С. Пушкина, я прихожу к выводу, что он ни разу ние ошибался, когда говорил о свободе. Поэт просто в разное время стоял на разных ступенях лестницы, ведущей к Истинной Свободе. И все эти ступени важны для человека, ни одну из них нельзя пропускать:
— К свободе должно стремиться!
— За свободу нужно бороться, потому что она бывает дороже жизни!
— В редких случаях свободой можно пожертвовать, например в любви.
Но главное, чему учит поэзия Пушкина,— это поиску свободы внутри себя, творческому поиску Истинной Свободы человеческой личности:
— Вот счастье! Вот права…