Повесть И.С. Тургенева «Муму» написана в 1852 году. Это небольшое произведение, в котором автор через описание жизни главного героя сумел показать всю широту души русского человека, его любить и быть преданным. Сочинение Тургенева долгое время пролежало в ожидании публикации. Его не хотели брать издательства, возможно в связи с опалой, в которой находился в то время автор, а возможно из-за критического отношения к повести. Многие видели в произведении только неплохое изображение небольшой банальной истории любви дворника и прачки и нежной привязанности к бездомной собаке. Однако были критики, считающие, что И.С. Тургенев таким образом показал все безобразие существующего в то время крепостного права и широту русской души, полную любви и кротости. Герасим – главное действующее лицо повести. Это богатырского телосложения мужик, трудолюбивый, выносливый и вместе с тем очень добрый к проявлению самых нежных чувств. К старой капризной барыне Герасим попал по случайности. Она заметила его, когда тот работал в поле. Ее впечатлила его богатырская стать и трудолюбие. Барыня забрала мужика в Москву, одела в специально для него сшитую униформу и сделала дворником. Герасим привык покоряться и принял новую жизнь, как должное. Правда, работа для него была слишком легкой, ее и работой для такого богатыря сложно было назвать. Окружающие его любили, но особо не сближались – их слегка пугала его немота. Врожденный недуг придавал Герасиму особую загадочность и такое впечатление, что еще большую силу. Автор показывает тесную связь главного героя с природой. Сравнивая его с молодым быком, с гигантским деревом, выросшим на плодородной почве, он подчеркивает его деревенское происхождение. Герасиму не хватает общения с природой, ему сложно привыкнуть к городской жизни, здесь он несчастен. На протяжение всего произведения Тургенев показывает, как тяжело бедному мужику находиться среди людей. Возможно, его врожденный недуг, в какой-то степени защищает его от ненужных слухов и разговоров. Он не может стать счастливым, полюбив Татьяну – судьбу молодых людей снова решает старая барыня. И они не сопротивляются ее решению – просто принимают жизнь такой, какую им дают хозяева. Герасим искренне, от всей души любит девушку. Он оказывает ей всяческие знаки внимания, защищает ее. Именно сейчас он начинает осознавать всю тяжесть своего недуга. Он не выразить чувства словами, хотя душа очень просит этого. Герасим может только делать что-то осязаемое – дарить ей симпатичные подарки, любоваться ею каждый раз, когда она проходит через двор. Но девушка боится Герасима, вернее его какого-то «звериного» обожания. Она готова выйти замуж за пропойцу, лишь бы не поддаваться внезапному чувству. Решительность и смелость в этой повести проявляется только в поведении Герасима. Он пытается отстоять свои чувства и отстраняет от Татьяны башмачника Капитона. И только догадавшись, что сама Татьяна пытается от него отдалиться, Герасим уходит в сторону. Он понял уловку с притворившейся пьяной прачкой и разочаровался в девушке. Снова, желая подчеркнуть тягу Герасима ко всему естественному и живому, Тургенев добавляет в его жизнь нового друга – маленькую собачку. Это милое существо становится для дворника настоящим чудом. Вся нежность и широта его души проявляется в отношении к Муму – так прозвали собаку дворовые. Герасим счастлив, ему больше ничего не нужно. Но именно в этот момент радостных, светлых дней снова вторгается старая барыня. Она не желает видеть на своем дворе собаку и велит избавиться от нее. Вновь Герасим страдает. Но на этот раз гораздо сильнее. Ведь собака так же, как и он не может говорить, она выражает свои чувства к нему своим поведением и преданным взглядом. Понимание того, что он сам должен лишить это существо жизни заставляет Герасима терпеть невероятную муку. Он плачет, но тем не менее топит ни в чем не повинное животное. Становится вопрос: «Зачем?». Ведь он совершенно спокойно мог уйти вместе с Муму в свою деревню, что он и сделал после гибели животного. Но именно это и хотел подчеркнуть автор – беспрекословное подчинение крепостного своему хозяину. Он страдает, но его существо не сопротивляться воле барыни, так жили его предки, так живет он. Герасим снова возвращается на свою родную землю. Но теперь, наученный жизнью, он избавляет себя от общения с людьми. Он не заводит в доме собак. Это тоже своего рода протест – он не может противостоять воле хозяина, поэтому он не будет даже допускать ситуации, когда их воля может его снова ранить. Боль в его душе сохранится до конца дней, но Герасим заглушает ее физическим трудом и учится жить заново.
Сочинение Тургенева долгое время пролежало в ожидании публикации. Его не хотели брать издательства, возможно в связи с опалой, в которой находился в то время автор, а возможно из-за критического отношения к повести. Многие видели в произведении только неплохое изображение небольшой банальной истории любви дворника и прачки и нежной привязанности к бездомной собаке. Однако были критики, считающие, что И.С. Тургенев таким образом показал все безобразие существующего в то время крепостного права и широту русской души, полную любви и кротости.
Герасим – главное действующее лицо повести. Это богатырского телосложения мужик, трудолюбивый, выносливый и вместе с тем очень добрый к проявлению самых нежных чувств. К старой капризной барыне Герасим попал по случайности. Она заметила его, когда тот работал в поле. Ее впечатлила его богатырская стать и трудолюбие. Барыня забрала мужика в Москву, одела в специально для него сшитую униформу и сделала дворником. Герасим привык покоряться и принял новую жизнь, как должное. Правда, работа для него была слишком легкой, ее и работой для такого богатыря сложно было назвать. Окружающие его любили, но особо не сближались – их слегка пугала его немота. Врожденный недуг придавал Герасиму особую загадочность и такое впечатление, что еще большую силу.
Автор показывает тесную связь главного героя с природой. Сравнивая его с молодым быком, с гигантским деревом, выросшим на плодородной почве, он подчеркивает его деревенское происхождение. Герасиму не хватает общения с природой, ему сложно привыкнуть к городской жизни, здесь он несчастен. На протяжение всего произведения Тургенев показывает, как тяжело бедному мужику находиться среди людей. Возможно, его врожденный недуг, в какой-то степени защищает его от ненужных слухов и разговоров. Он не может стать счастливым, полюбив Татьяну – судьбу молодых людей снова решает старая барыня. И они не сопротивляются ее решению – просто принимают жизнь такой, какую им дают хозяева.
Герасим искренне, от всей души любит девушку. Он оказывает ей всяческие знаки внимания, защищает ее. Именно сейчас он начинает осознавать всю тяжесть своего недуга. Он не выразить чувства словами, хотя душа очень просит этого. Герасим может только делать что-то осязаемое – дарить ей симпатичные подарки, любоваться ею каждый раз, когда она проходит через двор. Но девушка боится Герасима, вернее его какого-то «звериного» обожания. Она готова выйти замуж за пропойцу, лишь бы не поддаваться внезапному чувству. Решительность и смелость в этой повести проявляется только в поведении Герасима. Он пытается отстоять свои чувства и отстраняет от Татьяны башмачника Капитона. И только догадавшись, что сама Татьяна пытается от него отдалиться, Герасим уходит в сторону. Он понял уловку с притворившейся пьяной прачкой и разочаровался в девушке.
Снова, желая подчеркнуть тягу Герасима ко всему естественному и живому, Тургенев добавляет в его жизнь нового друга – маленькую собачку. Это милое существо становится для дворника настоящим чудом. Вся нежность и широта его души проявляется в отношении к Муму – так прозвали собаку дворовые. Герасим счастлив, ему больше ничего не нужно. Но именно в этот момент радостных, светлых дней снова вторгается старая барыня. Она не желает видеть на своем дворе собаку и велит избавиться от нее. Вновь Герасим страдает. Но на этот раз гораздо сильнее. Ведь собака так же, как и он не может говорить, она выражает свои чувства к нему своим поведением и преданным взглядом. Понимание того, что он сам должен лишить это существо жизни заставляет Герасима терпеть невероятную муку. Он плачет, но тем не менее топит ни в чем не повинное животное. Становится вопрос: «Зачем?». Ведь он совершенно спокойно мог уйти вместе с Муму в свою деревню, что он и сделал после гибели животного. Но именно это и хотел подчеркнуть автор – беспрекословное подчинение крепостного своему хозяину. Он страдает, но его существо не сопротивляться воле барыни, так жили его предки, так живет он.
Герасим снова возвращается на свою родную землю. Но теперь, наученный жизнью, он избавляет себя от общения с людьми. Он не заводит в доме собак. Это тоже своего рода протест – он не может противостоять воле хозяина, поэтому он не будет даже допускать ситуации, когда их воля может его снова ранить. Боль в его душе сохранится до конца дней, но Герасим заглушает ее физическим трудом и учится жить заново.