Все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились , чтобы не для одного меня шла моя л. н. толстой. война и мир жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. какие из них считать лучшими? самый простой ответ — счастливые. но всегда ли это так? вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из "войны и мира". князь андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. и "все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и ". самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в отрадном) вспоминает болконский и называет их "лучшими". почему? потому что, по мнению толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. мы знаем, что князь андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. он мечтал о "любви людской", о славе, которую завоюет на поле сражения. и вот, совершив подвиг, андрей болконский, тяжело раненный, лежит на праценской горе. он видит своего кумира — наполеона, слышит его слова о себе: "какая прекрасная смерть! ". но в этот момент наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе — мелочными и ничтожными. здесь, под высоким небом аустерлица, князю андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына. чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. и тут — новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица долго будет преследовать князя андрея. "жить, избегая только этих двух зол — угрызения совести и болезни, — вот вся моя мудрость теперь", — скажет он пьеру во время их памятной встречи у парома. ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался тяжелым и длительным. но принцип "жить для себя" не мог удовлетворить такого человека, как андрей болконский. мне кажется, что в споре с пьером князь андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. он не соглашается с другом (все-таки трудные люди — отец и сын но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. "свидание с пьером было для князя андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. и встреча с весенним дубом по дороге в отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. этот старый, корявый дуб, стоя "сердитым уродом", "между улыбающимися березами", казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. и болконский грустно соглашается с ним: "да, он прав, тысячу раз прав этот пускай другие, молодые, вновь на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена! ". андрею болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что "начинать не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая". однако князь андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. и встреча с наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. после незабываемой ночи в отрадном болконский иными глазами смотрит вокруг себя — и старый дуб подсказывает ему совсем другое. теперь, когда "ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно", болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома пьер: "надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе". как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, "диалектика души"! ) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. как человек энергичный и решительный, он едет в петербург, чтобы быть полезным людям. там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава аракчеевым, неестественность сперанского, в котором князь андрей ожидал найти "полное совершенство человеческих достоинств". в это время входит в его судьбу наташа, а с нею