"В повести Н. С. Лескова раскрыта основная суть типичного представителя из народа на многое, ведь он русский народ.
Очарованным странником представлен главный герой Иван Северьяныч, от рождения крестьянин, выросший на графских конюшнях, в полной мере был сроднен со своим окружающим миром, где свобода, сила и горячий нрав лошадей полностью соответствует нраву крепкого, гарцующего молодого крестьянина. Его буйный, неудержимый гонор и бесшабашная беспечность толкает на страшный поступок - убийство спящего в сене воза монаха. Но, этот поступок не трогает его душевного спокойствия, а монах частенько начал нарушать сон гарцующего по жизни молодого богатыря, в котором рвется наружу неуемная сила в сочетании со спящим разумом. По мере взросления, Иван начинает также расти и в чувственном мире, который его окружает. У него появляется понимание горя Груши и красивой молодой цыганки. Неожиданно для самого себя крестьянин меняется, находясь под впечатлением горестной жизни цыганки, брошенной молодым князем. Странное, но в то же время смешанное чувство, нарушается привычной, простой и понятной жизнью Ивана - крепостного конюха, бурлящего здоровьем и неуемным нравом. Перемена, требующая недюжинных усилий и изменений в характере, а не внешних каких-то взглядов.
Лесков показывает, как меняется очарование жизни героя, превращая его в одушевленную личность сопереживать горе и смерть близкого человека.
Полностью и категорически измененное мировоззрение Ивана, отбрасывает его бесшабашную и беспечную жизнь. Обновленная личность, вооружившись стремлением самопожертвования, подталкивает его к новым целям и уже обдуманно, совершенно определенно, став новобранцем, отправляется на Кавказ воевать и отмаливать свои грехи.
Вооружившись своей целью, новобранец совершает поразительные подвиги, получает награды от командования и со временем производится в офицеры. Достигнув высоких результатов, Иван мог бы и остановиться в своем стремлении, но измененная полностью его личность не дает ему покоя, а душевные переживания толкают его все к большим и большим высотам роста нравственности.
Полное переосмысление своей жизни меняют душевные и сердечные влияния на Ивана Северьяныча, толкают его на осознанные действия, применяя все заложенные природой силы и мужество истинного русского богатыря. Это именно тот момент, когда он может положить живот свой за народ свой.
Таким образом, писатель, в роли главного героя представляет собранный характер русского народа, который, невзирая на свое произрастание и окружение категорически измениться и стать в действительности избавителем души от грехов и окружающего его народа.
Н. С. Лесков в своей повести, написанной в 1873 году, запечатлел для потомков то, что будет очевидно всегда во все времена, земля русская, как родила, так и будет рожать великих богатырей не только на большие подвиги, но и на самоотречение. Эта тема, заложенная еще в сказках для детей, переносится на обычного человека, его жизнь становится примером и показывает истинную миссию русского человека, пришедшего в этот мир. "
Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить звериную простоту, не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство. Рассказ Лескова поучительный, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, что вы за нация такая, какие мы и почему мы такие.
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть Очарованный странник, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской. А. М. Горький писал: Лесков – писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах. Повесть Очарованный странник интересна как раз тем, что ее главный герой, черноземный Телемах, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, несмертельный авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже деться было некуда. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий – крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.) Но Лесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшее формирование личности героя. Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру и злу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны. Неизвестно, как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезную гармонь или попытается удавиться. Внутренняя размытость норм сословной жизни здесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериев душевной жизни. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служит эпизод с ребенком. Сбежав от своего барина, Флягин попадает к чиновнику, у которого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнее дитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней. Но когда появляется мать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто из упрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле. Только в последний момент, повинуясь какому-то инстинкту, Флягин отдает девочку матери и бежит от хозяина-чиновника. Этот поступок – не заговоривший голос совести, а чистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьяновичем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами ему жизнь и дают долгожданное освобождение.
Очарованным странником представлен главный герой Иван Северьяныч, от рождения крестьянин, выросший на графских конюшнях, в полной мере был сроднен со своим окружающим миром, где свобода, сила и горячий нрав лошадей полностью соответствует нраву крепкого, гарцующего молодого крестьянина. Его буйный, неудержимый гонор и бесшабашная беспечность толкает на страшный поступок - убийство спящего в сене воза монаха. Но, этот поступок не трогает его душевного спокойствия, а монах частенько начал нарушать сон гарцующего по жизни молодого богатыря, в котором рвется наружу неуемная сила в сочетании со спящим разумом. По мере взросления, Иван начинает также расти и в чувственном мире, который его окружает. У него появляется понимание горя Груши и красивой молодой цыганки. Неожиданно для самого себя крестьянин меняется, находясь под впечатлением горестной жизни цыганки, брошенной молодым князем. Странное, но в то же время смешанное чувство, нарушается привычной, простой и понятной жизнью Ивана - крепостного конюха, бурлящего здоровьем и неуемным нравом. Перемена, требующая недюжинных усилий и изменений в характере, а не внешних каких-то взглядов.
Лесков показывает, как меняется очарование жизни героя, превращая его в одушевленную личность сопереживать горе и смерть близкого человека.
Полностью и категорически измененное мировоззрение Ивана, отбрасывает его бесшабашную и беспечную жизнь. Обновленная личность, вооружившись стремлением самопожертвования, подталкивает его к новым целям и уже обдуманно, совершенно определенно, став новобранцем, отправляется на Кавказ воевать и отмаливать свои грехи.
Вооружившись своей целью, новобранец совершает поразительные подвиги, получает награды от командования и со временем производится в офицеры. Достигнув высоких результатов, Иван мог бы и остановиться в своем стремлении, но измененная полностью его личность не дает ему покоя, а душевные переживания толкают его все к большим и большим высотам роста нравственности.
Полное переосмысление своей жизни меняют душевные и сердечные влияния на Ивана Северьяныча, толкают его на осознанные действия, применяя все заложенные природой силы и мужество истинного русского богатыря. Это именно тот момент, когда он может положить живот свой за народ свой.
Таким образом, писатель, в роли главного героя представляет собранный характер русского народа, который, невзирая на свое произрастание и окружение категорически измениться и стать в действительности избавителем души от грехов и окружающего его народа.
Н. С. Лесков в своей повести, написанной в 1873 году, запечатлел для потомков то, что будет очевидно всегда во все времена, земля русская, как родила, так и будет рожать великих богатырей не только на большие подвиги, но и на самоотречение. Эта тема, заложенная еще в сказках для детей, переносится на обычного человека, его жизнь становится примером и показывает истинную миссию русского человека, пришедшего в этот мир. "
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть Очарованный странник, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской. А. М. Горький писал: Лесков – писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах. Повесть Очарованный странник интересна как раз тем, что ее главный герой, черноземный Телемах, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, несмертельный авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже деться было некуда. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий – крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)
Но Лесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшее формирование личности героя. Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру и злу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны. Неизвестно, как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезную гармонь или попытается удавиться. Внутренняя размытость норм сословной жизни здесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериев душевной жизни. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служит эпизод с ребенком. Сбежав от своего барина, Флягин попадает к чиновнику, у которого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнее дитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней. Но когда появляется мать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто из упрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле. Только в последний момент, повинуясь какому-то инстинкту, Флягин отдает девочку матери и бежит от хозяина-чиновника. Этот поступок – не заговоривший голос совести, а чистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьяновичем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами ему жизнь и дают долгожданное освобождение.