Поэма 1839 г. «мцыри» ― одно из главных программных произведений м. ю. лермонтова. проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. действие разворачивается на кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: таких две жизни за одну. но только полную тревог, я променял бы, если б смог. время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… три дня воли стали истинной жизнью: ты хочешь знать, что делал я на воле? жил ― и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей. эти три дня полной, абсолютной свободы позволили мцыри узнать себя. он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина: и вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул… он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан… мцыри за три дня прожил всю жизнь. он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа: … да, рука судьбы меня вела иным путем… но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов. за три дня на воле мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос: узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы. да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. когда мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни. то, что испытал и увидел мцыри за три «блаженных» дня, героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. выразив такие мысли в поэме, м. ю. лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.