Вряд ли кто станет спорить с тем, что быть учителем – дело трудное и очень ответственное. Впрочем, столь же оно благородно, важно, благодарно. Все мы хотим, что наши ученики нас помнили, говорили чтобы мы стали важными вехами в жизни детей, которые приходят к нам за знаниями – не только по предмету, но и о жизни в целом. И очень хочется не разочаровать, не стать ночным кошмаром, преследующим человека до старости, а действительно подсказать, направить, рассказать о самом важном - о том, что всех нас из приматов превращает в человека, личность, индивидуальность. Миссия учителя на самом деле очень ответственна. Именно поэтому основной критерий, предъявляемый к учителю, по моему мнению, должен формулироваться так: «Стремление к постоянному самосовершенствованию». Безусловно, в первую очередь, это должен быть рост «в своем предмете». Давно общим местом стала формула «Тот, кто владеет информацией, владеет миром». В наше время именно информация стала главной ценностью. Погоня за ней - вот в общем смысле смысл жизни современного человека. Но сделать это становится все труднее – информация обновляется и меняется сейчас с колоссальной скоростью. Именно поэтому (цитируя еще одну мудрость), можно сказать - кто не идет вперед, тот отстает на шаг. Без сомнений, чтобы быть актуальной, «в теме», «на волне», как говорят мои ученики, нужно постоянно узнавать, что нового появляется «в мире» моего предмета, с каких методик это лучше преподнести детям и т.п. И в этом, на мой взгляд, главным должны стать не методисты и ученые, а ты сам. Только полностью разобравшись, «переварив», «поняв» и, самое главное, определив свое отношение к тому, что ты преподносишь детям, можно надеяться, что «выданная» тобой информация дойдет до учеников и оставит в их головах и душах пусть маленький, но след. Итак, постоянное самосовершенствование в своем предмете. Вдобавок к этому – «круглосуточная работа», ведь профессия учителя предполагает ненормированный рабочий день. И это связано не только с количеством проведенных уроков или проверенных дома тетрадей, не только с беседами с детьми и их родителями, не только с решением проблем своих учеников. Эта «круглосуточность» связана с тем, что настоящий учитель всегда мысленно «в своей работе». Даже во сне он прокручивает те или и иные моменты урока, делает выводы, решает, как поступить со следующей темой и прочее. На мой взгляд, только если учитель работает так, будет прогресс, будет рост в профессии, будут перспективы. Важно, что нашими учителями в работе становятся не только вузовские преподаватели, методисты, наши коллеги, с которыми настоящий учитель должен сотрудничать постоянно, плотно и, по возможности, плодотворно. Обмен опытом – «великая обучающая вещь», думаю, никто с этим спорить не будет. Но такой же «великой обучающей вещью» является и ежедневное общение с учениками. Дети тоже учат нас многому – этот факт невозможно отрицать. В чем-то они разбираются гораздо лучше нас (например, в компьютерах, в современной технике). Признаю это и не считаю зазорным показать свое уважение и восхищение знаниями, умениями своих учеников. Больше того, я у них и совета в области их «компетенции», многому учусь у них. И, смею вас заверить, это нисколько не снижает мой авторитет в классе, а, наоборот, прибавляет мне учительского и человеческого «веса». Думаю, такое «обоюдное» обучение гораздо эффективнее, чем односторонне направленный процесс. Итак, учиться всегда и у всех, кто преподнести тебе урок, – вот истина, к которой я пришла благодаря моей профессии. Однако учитель – настолько «широкая» профессия, что совершенствования лишь в своем предмете здесь неизмеримо мало. Чтобы быть успешным педагогом, надо расти и как человек. Наверное, учительство – одно из немногих занятий в жизни, которое заставляет тебя становиться лучше и в нравственном, этическом, моральном смысле. За эту черту я особенно ценю свою профессию, это один из веских доводов в вечных спорах о том, почему я выбрала «неденежную» и «нервотрепательную» работу учителя. Моя профессия заставляет меня быть справедливой, толерантной, мудрой, хитрой, ироничной, доброй, сострадательной, артистичной, думающей, логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями – в общем, счастливой. Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть мои весь мой потенциал. Думаю, что больше нигде и ни в чем я бы не получала такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе. Постоянный профессиональный рост позволяет мне развиваться и как личности, и как человеку. Все это делает мою жизнь подвижной, меняющейся, наполненной смыслами и целью. К этому я всегда стремилась, так стараюсь жить и сейчас, руководствуясь главным педагогическим принципом: «Век живи – век учись».
Все мы хотим, что наши ученики нас помнили, говорили чтобы мы стали важными вехами в жизни детей, которые приходят к нам за знаниями – не только по предмету, но и о жизни в целом. И очень хочется не разочаровать, не стать ночным кошмаром, преследующим человека до старости, а действительно подсказать, направить, рассказать о самом важном - о том, что всех нас из приматов превращает в человека, личность, индивидуальность.
Миссия учителя на самом деле очень ответственна. Именно поэтому основной критерий, предъявляемый к учителю, по моему мнению, должен формулироваться так: «Стремление к постоянному самосовершенствованию». Безусловно, в первую очередь, это должен быть рост «в своем предмете».
Давно общим местом стала формула «Тот, кто владеет информацией, владеет миром». В наше время именно информация стала главной ценностью. Погоня за ней - вот в общем смысле смысл жизни современного человека. Но сделать это становится все труднее – информация обновляется и меняется сейчас с колоссальной скоростью. Именно поэтому (цитируя еще одну мудрость), можно сказать - кто не идет вперед, тот отстает на шаг.
Без сомнений, чтобы быть актуальной, «в теме», «на волне», как говорят мои ученики, нужно постоянно узнавать, что нового появляется «в мире» моего предмета, с каких методик это лучше преподнести детям и т.п. И в этом, на мой взгляд, главным должны стать не методисты и ученые, а ты сам. Только полностью разобравшись, «переварив», «поняв» и, самое главное, определив свое отношение к тому, что ты преподносишь детям, можно надеяться, что «выданная» тобой информация дойдет до учеников и оставит в их головах и душах пусть маленький, но след.
Итак, постоянное самосовершенствование в своем предмете. Вдобавок к этому – «круглосуточная работа», ведь профессия учителя предполагает ненормированный рабочий день. И это связано не только с количеством проведенных уроков или проверенных дома тетрадей, не только с беседами с детьми и их родителями, не только с решением проблем своих учеников. Эта «круглосуточность» связана с тем, что настоящий учитель всегда мысленно «в своей работе». Даже во сне он прокручивает те или и иные моменты урока, делает выводы, решает, как поступить со следующей темой и прочее. На мой взгляд, только если учитель работает так, будет прогресс, будет рост в профессии, будут перспективы.
Важно, что нашими учителями в работе становятся не только вузовские преподаватели, методисты, наши коллеги, с которыми настоящий учитель должен сотрудничать постоянно, плотно и, по возможности, плодотворно. Обмен опытом – «великая обучающая вещь», думаю, никто с этим спорить не будет.
Но такой же «великой обучающей вещью» является и ежедневное общение с учениками. Дети тоже учат нас многому – этот факт невозможно отрицать. В чем-то они разбираются гораздо лучше нас (например, в компьютерах, в современной технике). Признаю это и не считаю зазорным показать свое уважение и восхищение знаниями, умениями своих учеников. Больше того, я у них и совета в области их «компетенции», многому учусь у них. И, смею вас заверить, это нисколько не снижает мой авторитет в классе, а, наоборот, прибавляет мне учительского и человеческого «веса». Думаю, такое «обоюдное» обучение гораздо эффективнее, чем односторонне направленный процесс.
Итак, учиться всегда и у всех, кто преподнести тебе урок, – вот истина, к которой я пришла благодаря моей профессии.
Однако учитель – настолько «широкая» профессия, что совершенствования лишь в своем предмете здесь неизмеримо мало. Чтобы быть успешным педагогом, надо расти и как человек. Наверное, учительство – одно из немногих занятий в жизни, которое заставляет тебя становиться лучше и в нравственном, этическом, моральном смысле. За эту черту я особенно ценю свою профессию, это один из веских доводов в вечных спорах о том, почему я выбрала «неденежную» и «нервотрепательную» работу учителя.
Моя профессия заставляет меня быть справедливой, толерантной, мудрой, хитрой, ироничной, доброй, сострадательной, артистичной, думающей, логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями – в общем, счастливой. Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть мои весь мой потенциал. Думаю, что больше нигде и ни в чем я бы не получала такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе. Постоянный профессиональный рост позволяет мне развиваться и как личности, и как человеку. Все это делает мою жизнь подвижной, меняющейся, наполненной смыслами и целью. К этому я всегда стремилась, так стараюсь жить и сейчас, руководствуясь главным педагогическим принципом: «Век живи – век учись».