соч ПОМГИТЕ
1
Задания (5б)
Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно. Только
кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит: – Надо выехать
на гору, поглядеть, а то тут , выскочат из-за горы и не увидишь. И пустил лошадь
налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая; как на крыльях взнесла его на кручь.
Только выскакал, глядь, – а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, –
человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к
нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все
лошадиные ноги, кричит Костылину: – Вынимай ружье! А Костылин, заместо того чтобы
подождать, только увидал татар, – закатился, что есть духу, к крепости. Плетью ожаривает
лошадь то с того бока, то с другого. Жилин видит – дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой
ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад к солдатам – думал уйти. Видит, ему наперерез
катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. «Ну, –
думает Жилин, – знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть.
Не дамся же живой». Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает:
«Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». На лошадь места не доскакал Жилин,
выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,
– навалилась Жилину на ногу. Хотел он подняться, а уж на нем два татарина сидят, крутят ему
назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, – да еще соскакали с коней трое на него, начали
бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался…
1 Озаглавьте отрывок.
2 Разбейте текст на смысловые части.
3 Составьте простой назывной план.
4 Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты.
2 ответьте кратко на вопрос.
Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза
в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает».
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор?
Анализ и интерпретация текста (5 б)
3 Задание
Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
1 Охарактеризуйте персонаж. (1б)
2 Определите, какие проблемы поднимаются автором в
3 Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей
используйте цитаты из произведения.(3б)
Оценка и сравнительный анализ (10б.)
3 Задание.
Задание 3.Посмотрите на памятник Муму в Санкт-Петербурге и напишите текст-
описание, основываясь на истории из рассказа И.Тургенева «Муму» (100-120слов) -
Заголовок: Жилин едет на побывку.
План.
1. Письмо от матери.
2. Еду домой.
3. Война на Кавказе.
4. С обозом.
Цитатный план.
1. "Приезжай со мной проститься..."
2. "Пошел он к полковнику, выправил отпуск..."
3. "По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда".
4. "Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе."
Смысловые части:
I. Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься».
II. Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».
Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
III. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
IV. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Объяснение: надеюсь правильно, удачи!