В начале 16-го века многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма слились в мощный поток Реформации, который постепенно захлестнул почти всю Европу, возвестив о рождении новой разновидности христианства – протестантизма. В эту эпоху радикального перелома в европейской культуре устанавливались новые социально-нравственные ориентиры на столетия вперёд. Центральной фигурой духовно-культурной жизни 16 века стал Мартин Лютер, сформулировавший основные положения протестантизма.
Яростной защитницей средневековых порядков была католическая Церковь, пользовавшаяся в 16 веке ещё огромной властью. Позже английский философ Томас Гоббс назвал папство «привидением умершей Римской империи, сидящим в короне на её гробу». Своего апогея антицерковные настроения достигли в Германии. Их социальная база была крайне пёстрой: правители, добивавшиеся политической независимости от Рима; промышленники и торговцы, страдавшие от поборов и феодальной раздробленности; обедневшее дворянство и рыцарство, видевшее в Церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных; деятели культуры, скованные мёртвой церковной догмой; и, прежде всего, крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнётом ложилась вся общественная пирамида.
Началось всё с малопримечательного, на первый взгляд, эпизода: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник прибил к воротам собора тезисы, в которых он обличал практику продажи индульгенций. Главная идея тезисов была такова: для требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешним денежным пожертвованием. В это время Лютер даже не помышлял о какой-либо радикальной реформе Церкви.
В начале 16-го века многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма слились в мощный поток Реформации, который постепенно захлестнул почти всю Европу, возвестив о рождении новой разновидности христианства – протестантизма. В эту эпоху радикального перелома в европейской культуре устанавливались новые социально-нравственные ориентиры на столетия вперёд. Центральной фигурой духовно-культурной жизни 16 века стал Мартин Лютер, сформулировавший основные положения протестантизма.
Яростной защитницей средневековых порядков была католическая Церковь, пользовавшаяся в 16 веке ещё огромной властью. Позже английский философ Томас Гоббс назвал папство «привидением умершей Римской империи, сидящим в короне на её гробу». Своего апогея антицерковные настроения достигли в Германии. Их социальная база была крайне пёстрой: правители, добивавшиеся политической независимости от Рима; промышленники и торговцы, страдавшие от поборов и феодальной раздробленности; обедневшее дворянство и рыцарство, видевшее в Церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных; деятели культуры, скованные мёртвой церковной догмой; и, прежде всего, крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнётом ложилась вся общественная пирамида.
Началось всё с малопримечательного, на первый взгляд, эпизода: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник прибил к воротам собора тезисы, в которых он обличал практику продажи индульгенций. Главная идея тезисов была такова: для требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешним денежным пожертвованием. В это время Лютер даже не помышлял о какой-либо радикальной реформе Церкви.