Система отсчета длительных промежутков времени, в которой установлен определенный порядок для отсчета дней в году и указана эпоха, от которой ведется счет лет, называется календарем.
трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. так появились лунные календари. другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь).
если бы между длительностью суток и длительностью года, т. е. временем обращения земли вокруг своей оси и временем ее обращения вокруг солнца, существовало какое-либо простое отношение, то счет дней в году не представлял бы большого труда. то же самое справедливо и в отношении счета дней в лунном месяце. однако наша солнечная система сформировалась так, что в настоящее время с точностью до 0,1 секунды длительность года составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46,1 секунды, или 365,2422 дня, а длительность лунного месяца — 29,5306 дня. сопоставляя эти числа, нетрудно увидеть, что отношения длительности года и лунного месяца к длительности суток не выражаются никакими точными числами, ни целыми, ни дробными. именно поэтому разработать простую и удобную систему счета дней в месяце и году оказалось совсем не легко. это видно хотя бы из того, что от древних времен до наших дней были придуманы сотни таких систем и ни одна из них (в том числе и та, которой мы пользуемся в настоящее время) не считается достаточно хорошей.
календарей началась давно. если обратиться к глубокой древности, то можно установить, что у дикарей никакого календаря не существовало. это, между прочим, подтверждается наблюдениями над некоторыми современными племенами, еще не вышедшими из состояния дикости. так, в кустарниковых зарослях центральной австралии, в тропических лесах индонезии и южной америки и в настоящее время живут люди, не знающие ни земледелия, ни глиняной посуды и не имеющие понятия о регулярном счете времени.
только при усложнении общественной жизни, в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания, появляется более или менее регулярный счет времени. сначала требования к счету времени и методы его измерения были довольно грубыми. славяне и другие земледельческие народы устанавливали продолжительность года как промежуток от одной жатвы до другой. индейцы америки отмеряли год по появлению снега, австралийцы — по наступлению периода дождей и т. д.
развитие оросительного земледелия, возникновение государств, рост городов и расширение торговых связей потребовали улучшения и уточнения счета времени. на этом этапе развития цивилизации у некоторых народов появляются лунные календари.
впервые лунный календарь был введен около 4000 лет назад в древнем вавилоне. в этом календаре, продолжительность месяцев исчислялась от одного новолуния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. таким образом, средняя продолжительность вавилонского календарного месяца равняется 29,5 дня, между тем как более точная величина лунного месяца составляет 29,5306 дня. вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т. е. 354 дней, в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня.
для устранения этого расхождения жрецы древнего вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. эта поправка значительно улучшает совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и пр., но все же является недостаточно точной, так как остается неисправленным расхождение более чем на уз суток в год. у древних евреев первоначально был лунный календарь. в iv веке до н. э. придумать нужно к этому тексту 10 вопросов