Шокан Шынгысулы Валиханов (настоящее имя Мухаммед Канафия; 1835-1865) - великий казахский ученый, один из первых представителей Демократической культуры, родных в Казахстане во второй половине XIX века, востоковед, историк, фольклорист, этнограф, географ В этот день бабушки называли» Шоканым".
Чокан родился в ноябре 1835 года на станции Кушмурун в семье знаменитого старшего султана Чингиза Валиханова в ныне-Кунтимесской Орде (зимовке) Сарыкольского района Кустанайской области. Отец Шынгыс Уалиханович в то время был старшим султаном Аманкарагайского Дуана (центр Караоба). В 1844 году после переезда в крепость Кушмурун центр округа был переименован в Кушмурун. Своего деда Чокана Уали был ханом Среднего жуза. Его прадедушка-Великий хан Казахской Орды Аблай, его правитель Чокан. Детство Чокана в зимнее время в убаганской Орде Кунтимес, летом в правобережной части Ишима-ата в бассейне Акканбурлук. Бабушка Айганым, проживающих в хан орде Сырымбеттегі балдаурен дней, проведенных.В школе села, открывшейся отцом Кунтимесской Орды, Чокан изучает средневековый кыпчак-чагатайский язык в этой школе, сломал персидский, арабский язык.По воспоминаниям близких родственников Чокана, он с детства склонен к знаниям и увлечениям. Чокан с раннего утра интересовался историческими легендами-рассказами. С детства он с удовольствием слушал рассказы мудрых танцев, стихи и песни акындаров. В его воспитании влияние оказала бабушка Айганым из династии султана. Он часто рассказывал молодому шоку древние казахские легенды, легенды, пословицы и поговорки, слова мудрости. До 12 лет Чокан учился в Кушмурунской школе и ознакомился с учением мусульманской религии. Чокан учился в сельской начальной школе, изучал основы арабского, персидского, Чагатайского языков. По воспоминаниям близких родственников Чокана, он с детства склонен к знаниям и увлечениям. Чокан с раннего утра интересовался историческими легендами-рассказами. С детства он с удовольствием слушал рассказы мудрых танцев, стихи и песни акындаров. В его воспитании влияние оказала бабушка Айганым из династии султана. Он часто рассказывал молодому шоку древние казахские легенды, легенды, пословицы и поговорки, слова мудрости. До 12 лет Чокан учился в Кушмурунской школе и ознакомился с учением мусульманской религии. Чокан учился в сельской начальной школе, изучал основы арабского, персидского, Чагатайского языков. Предки Шокана относятся к династии известных Султанов. Его прадедушка Аблай-хан был одним из величайших казахских правителей XVII века. А дед Уали-хан был последним казахским ханом, официально утвержденным царским правительством. Отец Чокана-Чингиз Валиханов был образованным человеком. В 1834 году он окончил Сибирское казаковское военное училище в Омске, получил звание высшего военного шен-полковника в русской армии и работал на одном ответственном аппарате управления Казахстана: старшим султаном Кушмурунского округа, советником областного управления сибирских киргизов, старшим султаном Кокчетавского округа. За заслуги перед Россией ему было присвоено звание дворяна как жизненное наследие. Со стороны матери Шокана была династия родных дядей-знаменитых Шормановых в Баянаульском крае. Шорманов Муса был полковником русской армии, известным казахским танцем, старшим султаном Баянаульского внешнего округа.
напишите письмо другу, сохранив структуру (введение, основная часть, заключение) на основании дополнительной информации по тексту и ссылке
Объяснение:
Ујлиханов Шоќан Шыѕєысўлы – ќазаќтыѕ ўлы єалымы: ориенталист, тарихшы, фольклоршы, этнограф, географ, аєартушы, демократ. Шын аты-Мўхаммедханафия, јжесініѕ бала кїнінде «Шоќаным» деп еркелетіп айтуымен, «Шоќан» аталып кеткен. Туєан жері-ќазіргі Ќостанай облысындаєы Ќўсмўрын кґлініѕ жаєасы. Арєы атасы-ќазаќтыѕ ўлы ханы –Абылай, Шоќан оныѕ шґбересі. Ґз атасы Ујли де хан болєан. Ал јкесі Шыѕєыс Ќазаќстанда хандыќ жїйе жойылып, аєа сўлтандыќтыѕ енгізілуіне байланысты, аєа сўлтан лауазымын иеленген.
«Жеті жўрттыѕ тілін білуге тиісті» хан тўќымы болєандыќтан, ауыл мектебінде оќып, арабша хат таныєан Шоќан араб, шаєатай тілдерін меѕгерген. Бўдан кейін оны јкесі сол кезде Сібірдегі еѕ таѕдаулы оќу орны деп есептелінетін Омбы кадет корпусына береді. Зерек те зерделі Шоќан мўнда «екі –їш жылдан кейін-аќ ґз кластарынан єана емес, ґзінен екі жас їлкендердіѕ класындаєыларды да басып озып шыєады» (Г. Н. Потанин) .
Кадет корпусын бітіргеннен кейін Шоќан Батыс Сібір генерал-губернаторыныѕ кеѕсесінде ќалдырылады. Ол 1855 жылы Ўлы жїзді Ќоќан хандыєыныѕ ыќпалынан шыєарып, Ресейге ќосу баєытында жўмыс істеу їшін ўйымдастырылєан экспедицияєа ќатысып, Семей, Аягґз, Ќапал арќылы Іле Алатауына дейін келеді, Жоѕєар ќаќпасына, Алакґл, Тарбаєатайєа саяхат жасайды. Осы сапарында ќазаќ, ќырєыз ауыз јдебиетініѕ їлгілерін, тарихы мен этнографиясыныѕ материалдарын жинап алады. Бўл еѕбегін жоєары баєалаєан генерал Г. Х. Гасфорт оны наградаєа ўсынады, јскери лауазымы бір сатыєа жоєарылап, поручик атаєын алады. Келесі жылы М. М. Хоментовский басќарєан јскери-єылыми экспедицияєа ќатысып, ќырєыз елін жете зерттеп, Ыстыќкґл аймаєыныѕ картасын жасасады.
Шоќанныѕ Ќашќарияєа сапары єалымдыќ, аєартушылыќ саласындаєы еѕбегініѕ жаѕа белеске кґтерілуіне жол ашты. Ќоќан хандыєыныѕ Ќашќардаєы консулы јрі саяси резидентініѕ кґмегімен Ќашќардыѕ экономикалыќ саяси ќўрылымын зерттеп, бўл халыќтыѕ тарихы мен этнографиясынан кґптеген материалдар жинайды. Ќашќар сапарынан «Алты шаћардыѕ, яєни Ќытайдыѕ Нан-лу провинциясыныѕ шыєыстаєы алты ќаласыныѕ жайы» атты еѕбегі дїниеге келеді.
Шоќаннан ќалєан мўраныѕ бірі-бейнелеу ґнеріндегі зерттеулері. Бўл еѕбектер оныѕ ґнердіѕ осы саласындаєы ќазаќтыѕ тўѕєыш профессионал суретшісі болєанын дјлелдейді. Ол негізінен портрет, пейжаз жјне халыќтыѕ тўрмыс-салтын бейнелеумен айналысќан. Одан 150-дей сурет ќалєан.
Науќасы меѕдегендіктен Петербургтан елге оралєан Шоќан туєан халќыныѕ екі жаќты ќанауда езілгенін кґріп, 1862 жылєы сайлауда Атбасар округыныѕ аєа сўлтаны болуєа талпынады.
Тјн ауруы мен жан ауруына шипа таба алмаєан Шоќан 1865 жылы Алтынемелде, Кґшкентоєай деген жердегі Тезек тґреніѕ ауылында ќайтыс болады.
Шоќанныѕ маѕдайына «жарќ етіп сґнген ќўйрыќты жўлдыздай» ќысќа єана єўмыр сїру жазылды. Біраќ ол аз єана єўмырында адам ќабілетініѕ єажайып мїмкіндіктерін, гуманизмніѕ биік ґресін, ўлтжандылыќтыѕ жалтаќсыз їлгісін, алєырлыќтыѕ ќайран ќаларлыќ ґнегесін барша болмысымен, наќтылы іс-јрекетімен дјлелдеп їлгерді.